Художественный анализ поэмы “Братская ГЭС”
Поэма “Братская ГЭС” была написана Е. Евтушенко в середине шестидесятых годов, по свежим впечатлениям от грандиозной стройки. В ней звучит гордость за людей и страну, осуществляющих такие небывалые проекты. Я же хочу остановиться на вступлении к поэме, названной автором “Молитвой к поэме”. В ней Евтушенко, вспоминая своих великих предшественников: Пушкина, Лермонтова, Некрасова – “просит” у них помощи выразить всю глубину и силу задуманного.
Поэт хочет быть достойным той эпохи, в которой живет и творит. Поэт в России –
В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней – образ века своего и будущего призрачный прообраз. Поэт подводит, не впадая в робость, Итог всему, что было до него. Во вступлении звучат мысли о том, что поэт – наследник вековых традиций, это для него не груз, а великая кладовая, сокровищница, из которой он будет черпать вдохновение всю жизнь.
Сумею ли? Культуры не хватает… Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает и дерзновенно пробовать велит. И на колени тихо становясь, готовый и для
Дай, Пушкин, мне свою певучесть, свою раскованную речь, свою пленительную участь – как бы шаля, глаголом жечь.
Дай, Пастернак, смещенье дней, смущенье веток, сращенье запахов, теней… Чтобы вовек твоя свеча во мне горела. Это по плечу только большому мастеру, и именно таким поэтом раскрывается Евтушенко в этой поэме и во вступлении к ней. У предшественников просит поэт вдохновения, чтобы суметь воспеть грандиозные свершения народа, но и не умолчать о том соре, который прилепился к великому народу.
Дай, Маяковский, мне глыбастостъ, буйство, бас, непримиримость грозную к подонкам, чтоб смог я, сквозь время прорубясь, сказать о нем, товарищам потомкам. Поэма “Братская ГЭС” написана в середине шестидесятых, но звучит актуально и в наши дни, такова сила классики, а то что Евгений Александрович Евтушенко – классик, уже не вызывает сомнения.
- “Молитва перед поэмой” (Вступление к поэме “Братская гэс”) Поэт в России – больше чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Е. Евтушенко Поэма “Братская ГЭС” была написана Е. Евтушенко в середине шестидесятых годов, по свежим впечатлениям от грандиозной стройки. В ней звучит гордость за людей и страну, осуществляющих такие небывалые […]...
- Братская ГЭС Евгений Александрович Евтушенко Братская ГЭС Поэма (1965) МОЛИТВА ПЕРЕД ПЛОТИНОЙ “Поэт в России – больше, чем поэт”. Автор подводит итог всему, что случилось прежде, смиренно становясь на колени, просит помощи у великих российских поэтов… Дай, Пушкин, свою певучесть и свою способность, как бы шаля, жечь глаголом. Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд. Дай, Некрасов, боль твоей […]...
- Братская ГЭС краткое содержание Евтушенко Е. А. Братская ГЭС Молитва перед плотиной “Поэт в России – больше, чем поэт”. Автор подводит итог всему, что случилось прежде, смиренно становясь на колени, просит помощи у великих российских поэтов… Дай, Пушкин, свою певучесть и свою способность, как бы шаля, жечь глаголом. Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд. Дай, Некрасов, боль твоей иссеченной музы, […]...
- Краткое изложение Братская ГЭС Е. А. Евтушенко Братская ГЭС Молитва перед плотиной “Поэт в России – больше, чем поэт”. Автор подводит итог всему, что случилось прежде, смиренно становясь на колени, просит помощи у великих российских поэтов… Дай, Пушкин, свою певучесть и свою способность, как бы шаля, жечь глаголом. Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд. Дай, Некрасов, боль твоей иссеченной музы, […]...
- Художественный анализ поэмы Блока “Песня Судьбы” “Песня Судьбы” – драма внутренне противоречивая и ироничная. Возникая из теургического мифа о слиянии искусства и жизни и символистской утопической веры в жизнестроительную силу искусства, она, путем их сценической реализации, разоблачает мнимость подобных постулатов и подвергает их демифологизации. Глубокая конфликтность драмы “Песня Судьбы” состоит в антиномии между ее изначальной идейной мотивацией и ее драматургической реализацией, […]...
- Братская ГЭС – Евгений Евтушенко Молитва перед плотиной “Поэт в России – больше, чем поэт”. Автор подводит итог всему, что случилось прежде, смиренно становясь на колени, просит помощи у великих российских поэтов… Дай, Пушкин, свою певучесть и свою способность, как бы шаля, жечь глаголом. Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд. Дай, Некрасов, боль твоей иссеченной музы, дай силу твоей неизящности. Дай, […]...
- Тема поэзии в русской лирике XX века В русской лирике XX века тема поэзии отходит в тень. Во-первых, уже слишком много сказано об этом предшественниками, а во-вторых, другие темы становятся более актуальными (или ощущаются таковыми). И все же едва ли не каждый поэт хоть раз, да задумался над своей поэтической судьбой, над местом поэта в мире и в обществе. Традиции, заложенные русской классической […]...
- Художественный стиль поэмы Лермонтова “Вадим” Бесперспективность подобного стиля, по-видимому, еще раньше осознал Лермонтов, вероятно не случайно отказавшийся от дальнейшей работы над “Вадимом”, сюжет которого по политической остроте, по всей своей исключительности оставлял далеко позади сюжеты Марлинского. А в незавершенной повести Лермонтова романтический стиль, чрезвычайно близкий к стилю Марлинского, господствовал почти безраздельно и тем самым делал неправдоподобным то исторически верное, что […]...
- Художественный анализ стихотворения “Бородино” Гениальное стихотворение М. Ю. Лермонтова, написанное в 1837 году, – это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях. Историческое значение “Бородино” состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле […]...
- Анализ стихотворения Евтушенко “Людей неинтересных в мире нет…” Стихотворение “Людей неинтересных в мире нет…”, написанное в 1961 году, посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому (1908-1979), известному в советские годы журналисту, публицисту, автору исследования романа Фадеева “Черная металлургия”. Кроме того, он занимал должность ответственного редактора в знаменитом литературно-художественном журнале “Юность”. В своих воспоминаниях Евтушенко отмечал, что Преображенский благоговейно любил стихи. Именно за счет его стараний в […]...
- Художественный анализ 90 сонета Уильяма Шекспира Девяностый сонет Уильяма Шекспира относится к тематической группе сонетов, обращенных к другу, к подгруппе стихотворений, повествующих о соперничестве и ревности к другим поэтам. Основная идея произведения – убийственная невыносимость потери любимого человека на фоне ополчившегося против поэта мира. Надо заметить, что под “потерей” может пониматься не только друг, но и возлюбленная, поскольку прилагательное “last” (“последний”, […]...
- Анализ поэмы “Теркин на том свете” Твардовского А. Т Сатирическая струя, ощутимая в таких главах книги “За далью – даль”, как “Литературный разговор” и “Фронт и тыл” (в образе попутчика “с улыбкой мягко-министерской”, рьяно доказывавшего, что именно такие, как он сам, вынесли главную тяжесть войны… в тылу), в полной мере проявилась в поэме “Теркин на том свете” (1954-1963). Использовав известную в мировой литературе фабулу […]...
- “Медный всадник” анализ поэмы Пушкина В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин уже избавился от надежд на просвещенное правление Николая I, когда свои размышления о судьбе народа и пугачевского бунта представил в своем романе “Капитанская дочка”, когда он проехал через всю Россию в Оренбург. В итоге он уединяется в имении жены Болдине, чтобы собраться с мыслями, где и создает поэму “Медный […]...
- Идейно-художественный анализ Ф. И. Тютчев “К. Б.” Ф. И. Тютчев всего на четыре года моложе Пушкина, но в нашем восприятии и в восприятии его современников он относится не к пушкинской эпохе, а к более позднему периоду времени, к “серебряному веку” русской литературы. Тютчев относится к тому разряду поэтов, произведения которых надо не просто знать – ее надо чувствовать, проникаться ею до глубины […]...
- Анализ поэмы Пастернака “Высокая болезнь” и “Спекторский” Особое место в творческой эволюции Пастернака занимают поэмы 1920-х годов “Высокая болезнь” (1923, 1928), “Девятьсот пятый год” (1926), “Лейтенант Шмидт” (1927). Поэма “Высокая болезнь”, которая была определена современным исследователем как эскиз лирического эпоса, явилась попыткой автора откликнуться на события общественной жизни. В центре произведения проблема места интеллигенции в революции, судьбу которой поэт связывает со своей […]...
- Публицистика в поэзии Евтушенко Публицистика в поэзии Евтушенко уживается с лирикой. Именно мастерское чтение лирических стихов обеспечило ему небывалую популярность в 1960-е годы. Впрочем, отношение к поэту всегда было неровным. Восхищаясь его оригинальными, образными, запоминающимися строчками, читатель не прощал ему неоправданных длиннот, банальностей, поверхностности. Подчас вызывала недоумение его общественная позиция: от стихов демократического звучания он, случалось, переходил к выступлениям […]...
- История создания и анализ поэмы “Реквием” Ахматовой А. А Почти весь “Реквием” написан в 1935-1940 гг., раздел “Вместо Предисловия” и эпиграф помечены 1957 и 1961 г. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта. Само слово “реквием” (в записных книжках […]...
- Краткий анализ поэмы “Соловьиный сад” А. А. Блока Поэма А. А. Блока “Соловьиный сад” – типично романтическое произведение, поэтому ее главные образы условны, не имеют черт конкретного времени и пространства. Используя свой излюбленный прием антитезы, поэт противопоставляет в поэме две темы, два противоположных представления о смысле жизни: райское существование в соловьином саду и изображение труда и быта за оградой сада. Находясь в упоительной […]...
- Анализ поэмы Блока “СОЛОВЬИНЫЙ САД” “СОЛОВЬИНЫЙ САД”; Поэма А. А. Блока “Соловьиный сад”; (1915) – типично романтическое произведение, поэтому ее главные образы условны, не имеют черт конкретного времени и пространства. Используя свой излюбленный прием антитезы, поэт противопоставляет в поэме две темы, два противоположных представления о смысле жизни: райское существование в соловьином саду и изображение труда и быта за оградой сада. […]...
- Анализ Поэмы Владимира Маяковского “Во весь голос!” Маяковский в своей поэме “Во весь голос”; выражал протест всему происходящему в настоящее время. Он считал все действия, которые совершаем мы, неправильными, необдуманными, ненужными, и хотел, чтобы читатель его услышал, чтобы его поэма прошла через века, чтобы все будущее и настоящее поколение приняло слова Маяковского во внимание. Писатель ни секунды не сомневался, что его стихи […]...
- Художественный анализ 91 сонета Уильяма Шекспира Девяносто первый сонет Уильяма Шекспира входит в тематическую группу сонетов, адресованных другу, к подгруппе стихотворений, отражающих соперничество и ревность к другим поэтам. Произведение имеет двунаправленный характер. С одной стороны девяносто первый сонет является прямым воспеванием любви, как высшей формы человеческого богатства; с другой – учитывая его адресата (покровителя английского драматурга – третьего графа Саутгемптона, Генри […]...
- Художественный анализ стихотворения Шиллера “Песнь о колоколе” “Песня о колоколе” является одним из лучших произведений Шиллера. Живое описание литья колокола, постоянное обращение мастера-литейщика к своим помощникам-подмастерьям служат рамой, окружающей богатую и величественную картину человеческой жизни. При такой композиции поэмы мастерская, в которой отливается колокол, становится символом всего мира; события частной жизни переплетаются с событиями общественной жизни, а история одной семьи перерастает в […]...
- Художественный анализ 66 сонета Уильяма Шекспира Шестьдесят шестой сонет Уильяма Шекспира входит в тематическую группу стихотворений, повествующих об испытаниях дружбы и посвященных покровителю английского драматурга – третьему графу Саутгемптону, Генри Ризли; в подгруппу произведений, рассказывающих о нарастающей в душе Поэта меланхолии и отчуждении от мира. Основная идея шестьдесят шестого сонета – неприятие лирическим героем несовершенства окружающей его действительности, нашедшее свое отражение […]...
- Художественный анализ стихотворения “Быть знаменитым некрасиво” Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты – вечности заложник У времени в плену. Б. Пастернак Борис Леонидович Пастернак – поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, […]...
- Анализ поэмы Александра Блока “Двенадцать” В январе 1918 года, через 2 месяца после октябрьской революции, создает произведение-поэму “Двенадцать”, в которой он передает музыку революции. По словам Маяковского: “Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”. Поэма построена на противопоставлении двух цветов-белого и черного. Напряженное противостояние двух миров (старого и нового) он изображает правдиво. Никакого романтизма, тайны […]...
- Анализ поэмы Ленин и Хорошо Маякосвского Новаторство Маяковского проявилось и в создании им лирического эпоса – поэм “Владимир Ильич Ленин” (1924-1925) и “Хорошо!” (1927). Оба произведения начинаются с характерного слова – время. Время становится самостоятельным образом произведений Маяковского. В поэме “Владимир Ильич Ленин” это время народных движений и революционных теорий в России и во всем мире, в поэме “Хорошо!” – революции, […]...
- Анализ поэмы А. Блока “Соловьиный сад” Перед героем поэмы две дороги. Одна – труд, тяжелый и однообразный. Другая – любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идет туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шел со своим ослом. […]...
- Идейно-художественный анализ стихотворения “Деревня” А. С. Пушкина Стихотворение “Деревня” было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической […]...
- “Паломничество Чайльд-Гарольда” анализ поэмы Байрона Самое известное и масштабное произведение английского поэта-романтика Джорджа Байрона, поэма “Паломничество Чайльд-Гарольда” создавалось на протяжении длительного времени – процесс ее написания растянулся почти на десятилетие – с 1809 года по 1818 год. Идея написания новаторского по содержанию произведения возникла у поэта во время заграничного путешествия: Байрон задумал передать в поэме личное восприятие увиденного им во […]...
- “Реквием” анализ поэмы Ахматовой В основе поэмы “Реквием” Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилева. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий. Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это […]...
- Художественный анализ пьесы “Вишневый сад” 5 октября 1903 года Н. К. Гарин-Михайловский писал одному из своих корреспондентов: “Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлют в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра… Он знает свое завтра […]...
- Художественный анализ стихотворения Н. А. Некрасова “Умру я скоро. Жалкое наследство…” С детства знакомы нам проникновенные стихи Николая Алексеевича Некрасова. Гражданский пафос и высокая художественность его произведений, глубокое проникновение в жизнь человека поставили Некрасова в ряд крупнейших русских писателей девятнадцатого века. Судьба родины, ее победы и поражения, успехи и жизненные трудности всегда волновали творческую интеллигенцию России. Великий поэт Некрасов не исключение из числа таких людей. И […]...
- Анализ поэмы А. С. Пушкина “Цыганы” Поэма “Цыганы” – завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина “Кавказский пленник”. Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в “романтизм критический”, Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в “естественное состояние”, по существу, являются игрой “на понижение”. Она ведет человека не […]...
- “Возмездие” анализ поэмы Александра Блока Когда поэт стремится выразить свои чувства, он пишет стихотворение. В небольшом произведении может быть заключена целая жизнь, как в стихотворении А. С. Пушкина “Я вас любил…”. Но если поэту мало просто выплеснуть свои эмоции, если он стремится запечатлеть исторические события или целую эпоху, на помощь приходит уже Лиро-эпический жанр – поэма. В поэме Н. А. […]...
- Анализ первой главы поэмы В. В. Маяковского “Облако в штанах” “Вы думаете, это бредит малярия?” В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы, запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую революцию. Революция для Владимира Маяковского – это разрушение старого мира во имя […]...
- Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя “Шинель” Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” входит в цикл “Петербургские повести”, куда, помимо “Шинели”, вошли повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего”, “Рим”. Первый набросок “Шинели” назван “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В нем повествование ведется в анекдотической манере с отчетливой ориентацией на комические эффекты. В окончательном варианте повести комический эффект ослаблен, авторская ирония и […]...
- Художественный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Эти бедные селенья…” Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем на звание поэта никогда не претендовал. Свои “поэтические упражнения” именовал “бумагомаранием”, печататься не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах и деловых бумагах, на счетах и […]...
- Анализ поэмы Полтава (Пушкин А. С.) Историческим лицам, которых изобразил Пушкин, были посвящены сочинения Вольтера “История Карла XII” и поэма Байрона “Мазепа”. Вольтер дал политическую оценку воинственной нетерпимости шведского короля. Байрона привлекла романтическая сторона в жизни Мазепы (любовь к прекрасной шляхтичке и месть ревнивого мужа). Пушкин тоже использовал романтические эпизоды биографии украинского гетмана – любовь к нему, уже старику, молодой дочери […]...
- Анализ поэмы Лермонтова “Песня про купца Калашникова” “Песня про купца Калашникова” (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны ” Бородино ” и “Смерть поэта”). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в воспроизведении народного сознания. Замысел […]...
- Идейно-художественный анализ баллады А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” Фольклорные богатства Киевской Руси открылись Пушкину во время посещения им Киева. Это был период ссылки поэта на юг Российской империи. Пушкин заинтересовался легендой о киевском князе Олеге, посетил его могилу на горе Щекавица. Странная, загадочная смерть князя вдохновила поэта на создание баллады, которая была закончена 1 июня 1822. И назвал Пушкин это произведение – “Песнь […]...