Анализ стихотворения “Бородино” Лермонтова
План
Ведущая тема стихотворения Сюжет стихотворения “Бородино” Композиция лирического произведения Художественно-выразительные средства стихотворения Идея стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова
Ведущая тема стихотворения
Традиционным для творчества М. Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова “Бородино”
Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.
Сюжет стихотворения “Бородино”
Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:
“Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?”
Подробное описание событий
“Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы! “
Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.
Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение “я”, так и местоимение “мы” (“Забил заряд я в пушку туго”, “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою”). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.
Композиция лирического произведения
Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию.
Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:
“Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!”
Художественно-выразительные средства стихотворения
Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.
При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: “ушки на макушке”, “тут как тут”, “мусью”, “что толку в этакой безделке”. Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.
Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: “на поле грозной сечи ночная пала тень”, “ликовал”, “сверкнув очами”. Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.
Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:
“Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!”
Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: “Богатыри – не вы!”.
При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: “Слуга царю, отец солдатам”. Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.
В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: “Французы двинулись, как тучи”, “Носились знамена, как тени”. И олицетворения: “Картечь визжала”, “И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой”. Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:
“Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. “
В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: “русский бой удалый”, “наш рукопашный бой”.
Идея стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова
Подробный анализ “Бородино” Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения. Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.
<
p>Краткий анализ, описание композиции и разбор художественно-выразительных средств стихотворения, могут быть использованы учениками 5 класса при подготовке к уроку или написании сочинения на тему “Анализ стихотворения Лермонтова “Бородино””.