Хаос и Космос как основа мира
Поэзию Тютчева нельзя отнести к какому-то определенному периоду развития русской литературы. Самобытным поэтом он стал еще в 1830-е годы, но о его поэзии читатели узнали только в 1850-х годах. Исследователи наследия Тютчева считают, что по духу его поэзия предвосхищала творчество Достоевского и Толстого. Его волновали те проблемы, которые позже интересовали русских романистов.
Исследователь Берковский считал, что мироощущение Тютчева сформировалось под воздействием двух полюсов мировой истории.
Рушились старые общественные связи, зарождался
Но в лирике Тютчева это противостояние, разрушение старого и построение нового даны более глубоко, эти идеи выведены на философский уровень. В лирике Тютчева находит место конфликт противостояния и вечного воссоединения природы и человека. Поэт пишет о таких глобальных понятиях,
Целостность жизни, физические явления воспринимались им как проявление самой природы, космоса, “как состояние и действие живой души”. Природа для него – сгусток живых страстей, сил, чувств. В лирике Тютчева всегда присутствует двойственность, борьба, сопряжение различных начал.
Яркий пример этому – стихотворение “День и ночь”. День и ночь – символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, которую Тютчев называет “хаосом”, олицетворением “бездны безымянной”.
Борьба между идеальным и демоническим существует не только в природе, но постоянно происходит и в самой человеческой душе.
Воля к смерти (“Самоубийство”) и воля к жизни (“Любовь”) одинаково привле-кательны для человека. Важнейшая тема для Тютчева – хаос, заключенный в ми-роздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее – лишь временное порождение этого хаоса.
С этим связано обращение поэта к “ночной тьме”. Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Хаос в поэзии Тютчева – это угроза уничтожения, бездна, сквозь которую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом.
Тоска, охватывающая при встрече с непонятными проявлениями хаоса – печаль и ужас смерти, страх перед уничтожением, хотя и в преодолении их достигается блаженство.
Человек чувствует себя раздвоенным, неуверенным в мире Хаоса и Космоса не только из-за постоянного противостояния этих двух стихий. Нелегко ему определить свое место в Природе, сложно выразить свое отношение к миру. “ЗПепПит” – философское стихотворение, основная идея которого – бесконечное одиночество человека. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен.
Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Человек не может выразить свою душу, передать свои мысли другому. “Приблизительность”, грубость человеческих слов по сравнению с глубиной душевного мира обрекает человека на одиночество. Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: “Мысль изреченная есть ложь”.
Мысли Тютчева о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Поэт стре-мится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление “вечного” и “мгновенного”, всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: “Я, царь земли, прирос к земле”, “По высям творенья, как Бог, я шагал…”.
Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония – хаос, любовь – смерть, вера – безверие. Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, “на пороге двойного бытия”.
Душа – всегда “жилица двух миров”.
Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Поначалу человек для Тютчева – лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание “бесполезности” жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой.
Бой этот неравный, “роковой”, но он неиз-бежен, потому что, может быть, только он и оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.
Борьба Космоса с Хаосом наиболее заметна не в природе, а в общественной жизни человека, его душе. Мятежные волны, которые плескались в Европе в то время, наводили поэта именно на такие мысли. Поэт считал, что новый миропорядок рождает в людях хаотические стихии.
Современная цивилизация, по его мнению, не в состоянии высветить душевные глубины человека, его подсознательное, глубинное, остается непознанным, хаотическим.
Подобное осмысление современной действительности и философское познание стихий, которые правят миром, создавало образ лирического героя с трагическим, раздвоенным мировосприятием.