“Хочу воспеть Свободу миру…”

“…Минута, и стихи свободно потекут.” Обратите внимание – “свободно”! Это ключевое слово. Даже если взять и отделить звук от смысла, сама мелодия пушкинского стиха будет звучать, как гимн Свободе. Прислушайтесь:

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна…

– это не балерина, а чистая Муза свободной поэзии “вдруг летит, летит как пух от уст Эола”. Среди множества тех “неведомых дорожек”-, которые исследовал Пушкин в своей поэтической жизни, познание Свободы во всех ее проявлениях было магистральным направлением его творчества. Уже в 1814 голу юный Пушкин в довольно шутливом стихотворении “К сестре” вскользь затрагивает тему свободы. Он представляет себя узником, который продолжает жить только потому, что мечты дают ему внутреннюю свободу:

Фантазия, тобою

Одной я награжден,

Тобою принесенный

К волшебной Ипокрене,

И в келье я блажен.

В дальнейшем Александр Сергеевич все более серьезно будет подходить к этой теме: “По прихоти своей скитаться здесь и там,- скажет поэт в тридцать семь лет, – и пред созданьями искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья”.

В конце восемнадцатого-девятнадцатого веков из европейской литературы но всему миру разлетелось возбуждающее поветрие романтизма. Юный Пушкин, конечно же, не мог пройти мимо этих вдохновляющих идей. Романтические символы свободы – постоянные спутники его поэзии.

Неукротимые силы природы вызывают восторг и желание поспорить с ними: море – “свободная стихия”, ветер, который гонит “волны на просторе”, “свободны)! океан”.

Это пора неукротимого максимализма, особенно в жажде свободы для всех и во всем: в творчестве, в любви, в политике, в природе. И чтобы как можно быстрее: здесь и сейчас! Свободы общественной поэт ждет, как “любовник молодой минуты верного свиданья”.

Но мудрое взросление приходит быстро. Ссылки, страдания друзей, равнодушие народа меняют тональность размышлений поэта о свободе: “Храните гордое терпенье,- пишет Александр Сергеевич в послании к декабристам,- не пропадет ваш скорбный труд…”

Мудрые слова – “терпенье” и “труд” – теперь стоят рядом с понятием “свобода”. И пейзажи в поэзии Пушкина изменяются. Читателю открываются гармоничные картины вечной и безмятежной природы:

Я твой – я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубрав, па тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Мы понимаем, что стремление к свободе не может отменить стабильность и вечные ценности. На протяжении всей своей жизни Александр Сергеевич с завидным постоянством воспевал прекрасное, самое свободное человеческое чувство – Любовь. Ничто не может ограничить свободу Любви.

Но и в этом вопросе Пушкин проявил не лишенный юмора философский подход в сочинении “Кн. Голицыной, посылая ей оду “Вольность””:

Простой воспитанник природы,

Так я, бываю, воспевал

Мечту прекрасную свободы

И ею сладостно дышал.

Но вас я вижу, вам внимаю,

И что же?., слабый человек!..

Свободу потеряв навек,

Неволю сердцем обожаю.

Полную, ничем не ограниченную свободу Пушкин все-таки находит только в творчестве:

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа –

Не всели нам равно? Бог с ними. Никому

Отчета не давать, себе лишь самому…

Анализируя стихотворные произведения А. С. Пушкина, я прихожу к выводу, что он ни разу ние ошибался, когда говорил о свободе. Поэт просто в разное время стоял на разных ступенях лестницы, ведущей к Истинной Свободе. И все эти ступени важны для человека, ни одну из них нельзя пропускать:

– К свободе должно стремиться!

– За свободу нужно бороться, потому что она бывает дороже жизни!

– В редких случаях свободой можно пожертвовать, например в любви.

Но главное, чему учит поэзия Пушкина,- это поиску свободы внутри себя, творческому поиску Истинной Свободы человеческой личности:

– Вот счастье! Вот права…



“Хочу воспеть Свободу миру…”