“И счастье я хочу постигнуть…”
Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова
Изучение любого лирического произведения можно сопроводить ахматовской строкой: “Я пришла к поэту в гости…” Пожалуй, будет позволительно изменение грамматических форм: “пришел, пришли”, равно как и варьирование первоначального смысла и цели “визита”. Пришли в его эпоху, в его творческую мастерскую. Именно пришли к поэту (а не прибежали с быстротой перелистываемых страниц) “оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить
Н. Островский).
В 1815 году французский поэт Антуан Венсан Арно написал стихотворение “La feuille”. Арно написал это стихотворение после того, как вернувшиеся к власти Бурбоны изгнали поэта за его близость к Наполеону Бонапарту. В эпоху Реставрации оно воспринималось отражающим общую участь изгнанников, преследуемых деспотизмом.
Пушкин в статье “Французская академия” (1836) писал: “Участь этого маленького стихотворения
Перечень этот можно продолжить: стихотворение переводилось поэтом-петрашевцем С. Дуровым; ранее, в 1841 году, мотивы этого стихотворения своеобразно трансформировал М. Лермонтов; в XX веке перевод стихотворения Арно дал В. Брюсов.
Есть такое понятие – “вечные образы”: Фауст, Гамлет, Дон Жуан. Можно выделить еще одно определение – “вечные символы”.
И листок – одинокий, гонимый ветром – найдет свое место в литературе любой страны, любой эпохи.
– Давайте вслушаемся в стихотворения Жуковского и Лермонтова.
(Звучит подготовленное чтение стихотворений, выясняется уровень восприятия: “Одинаковые ли чувства вызывают эти стихотворения? Что можно сказать об их цветовом восприятии?”)
– Вспомним, когда было написано стихотворение и каковы были в это время жизненные обстоятельства их авторов.
(Записи в тетрадях, как и всегда при сопоставлениях, ведутся в двух колонках: в первой содержатся результаты анализа стихотворения Жуковского, во второй – Лермонтова.)
- Анализ стихотворения Лермонтова “Я жить хочу! хочу печали Михаил Лермонтов, чей литературный дар проявился в достаточно раннем возрасте, к 18 годам был уже сформировавшимся поэтом. В этот период он не планировал посвятить свою жизнь творчеству, рассчитывая сделать блестящую научную карьеру. Тем не менее, судьба распорядилась иначе, и он был отчислен из Московского университета. Мрачный 18-летний юноша с богатым воображением, которое в какой-то период […]...
- Анализ стихотворения “Тучи” Лермонтова “Тучи” (1840). У поэта тучи ассоциируются со странничеством, с изгнанничеством: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Лермонтов пишет это стихотворение перед своей второй ссылкой на Кавказ, ощущая себя изгнанником в собственной стране Риторические вопросы, используемые в тексте стихотворения. помогаю г […]...
- “О, я хочу безумно жить…” < p>В цикле “Ямбы”, в который вошло рассматриваемое нами стихотворение, отразилось преодоление поэтом уныния, овладевшего им после поражения революции 1905 года. В период создания стихотворений этого цикла он сбрасывает тяготившую его власть “страшного мира”, осознав животворность связей с народом и окружающей жизнью. Лирика “Ямбы” не совсем стандартна. Через стихотворения Блок как бы обращается к своему […]...
- Счастье “нумера” и счастье человека (по роману Е. Замятина “Мы”) Е. И. Замятин написал свой роман-антиутопию “Мы” в 1920 году. В центре произведения находится описание государства, добившегося утопической идеи коммунизма и социализма. Все жители этого общества вместо имен имеют только “нумера”. Главный герой романа – Д-503. Именно от его лица ведется рассказ о жизни общества далекого будущего. Д-503 пишет дневник, благодаря его записям читатель может […]...
- “Я хочу выйти на свободу” Поэма М. Ю. Лермонтова ” Мцыри” и сказка В. М. Гаршина “Attalea princeps” Недавно в “Литературе” был напечатан урок о том, как читать сказку В. Гаршина “Attalea princeps” с пятиклассниками. Оказалось, что эта сказка может быть предложена и более старшим детям, причем в интересных связках с традиционными программными произведениями. Наш давний автор, заместитель директора Кушнаренковского […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “К портрету Жуковского” А. С. Пушкин написал стихотворение “К портрету Жуковского” в мае 1818 года. Оно посвящено В. А. Жуковскому. Поводом для создания этого стихотворения послужило появление портрета Жуковского работы Кипренского (гравирован Вендрамини). Стихотворение неоднократно перепечатывалось при жизни Пушкина. Автор в этом стихотворении пишет не о портрете, а о самом Жуковском. По строкам ” Его стихов пленительная сладость”, […]...
- “О, я хочу безумно жить…”, сочинение по произведению Блока В 1914 году Александру Блоку исполнилось 34 года. Это был уже сформировавшийся молодой писатель со своим личным взглядом на жизнь и на литературное творчество. Имя Александра Блока было известно многим в дореволюционной России. Этот год был для Блока плодотворным и продуктивным. Он много и хорошо писал, издавался. Его сборник “Ямбы” публика встретила восторженно. Первым в […]...
- “Счастье не в счастье, а в его достижении…” Ф. М. Достоевский. (По произведениям русской литературы. – Б. Ш. Окуджава. Стихи и песни.) Счастье человека – в делах его. И в его последователях. Именно они продолжают стремления своего наставника. Очень многие поэты, писатели всегда будут благодарны Булату Окуджаве за помощь. Он помогал талантливым, но не умеющим пробиться сквозь цензуру того времени. Юнна Мориц, Мария Романушко, многие другие получали от него не только дружескую поддержу, но и материальную помощь. […]...
- “Счастье не в счастье, а в его достижении…” Ф. М. Достоевский. (По произведению Бажова “Малахитовая шкатулка”) Поиски счастья – основная тема многих произведений русских писателей Весьма своеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях уральских мастеров Уральцы не приняли официального, чуждого им Бога, лицемерную и агрессивную политику византийских “святош”. Их языческие поклонения были гораздо ближе простому народу. Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески […]...
- Кто украл счастье? по драме И. Франко “Украденное счастье” Драма “Украденное счастье” – одно из наилучших произведений Ивана Франко. Занимает она почетное место в украинской классической драматургии. И. Франко, человек очень честный и прямолинейный, ставит в драме вопросы: кто виноват в трагедии Николая, Анны и Михаила, в том, что у них украдено счастье? Перед читателем и зрителем проходит жизнь трех персонажей; Николая Задорожного, его […]...
- Не хочу, чтобы старела мама (сочинение-рассуждение) Их улыбка – счастья добрый вестник, солона слеза их и горька… И воспеты не случайно в песнях Отчий Дом и матери рука. В. Сосюра Передо мной фотография. На ней молодая девушка. Пышные волосы, широко распахнутые глаза. Поворот головы, вся поза выражают воодушевление, желание что-то сказать. Очевидно, прерван интересный разговор или она увидела нечто значительное. Мне […]...
- Счастье “нумера” и счастье человека …О чем люди – с самых пеленок молились, Мечтали, мучились? О том, чтобы Кто-нибудь раз и навсегда сказал им, Что такое счастье. Е. Замятин. Мы Что такое счастье? К этому вопросу, так же как и к вопросу о смысле жизни, на определенном этапе своего развития приходит каждый человек, но единого ответа на него не существует, […]...
- Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он не только жил, но и писал. И оттого Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из […]...
- Стихотворение Блока “О, я хочу безумно жить…” Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики. Стихотворение “О, я хочу безумно жить…” А. А. Блока объясняет роль поэтического творчества в жизни поэта, который […]...
- А. Пушкин. “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать” А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию. И хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, он не только жил, но и писал. Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской […]...
- Анализ стихотворения Есенина “О верю, верю, счастье есть!…” Есенин писал, что чувство Родины – основное в его творчестве. Действительно, большинство написанных им стихотворений так или иначе посвящены России. По словам Сергея Александровича, без этой темы он не был бы поэтом. Произведение “О верю, верю, счастье есть!..” впервые опубликовано в журнале “Рабочий мир” в 1918-ом. Автограф его утерян, точную датировку определить сложно. Литературоведами принято […]...
- В чем счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю Лермонтова) Имя Лермонтова сопряжено с открытием новой страницы в русской литературе. Творчество поэта часто рассматривается, как воплощение трагических аспектов в жизни человека. Истоки трагизма, прослеживаемые в его поэмах, берут свое начало не только из событий в личной судьбе Лермонтова, как творческого и обычного человека, но еще из трагизма окружающей действительности. Проявление романтических ноток в поэмах, написанных […]...
- Анализ стихотворения Жуковского “Листок” Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году. Для 24 – летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во […]...
- Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок Александр Блок – поэт, который был в своей время очень талантливым и умным человеком. Недаром, когда он того хотел, он писал быстро и просто превосходно. Все женщины того времени просто пылали от любви к нему, и не могли нормально спать после общения с ним. Но самому поэтому не нужна была любовь этих легкомысленных барышень, ведь […]...
- Анализ стихотворения Есенина ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А. ЕСЕНИНА ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Вот оно, глупое счастье…” было написано С.А. Есениным в 1918 году. Это лирическое размышление поэта о счастье. Мы можем отнести его к философской лирике, при этом в нем присутствуют элементы пейзажа, черты интимной лирики. В этом произведении поэт вспоминает о прошлом, о своей юности, […]...
- Возможно ли построить счастье на несчастье других? Возможно ли построить счастье на несчастье других – вот проблема, которая волнует А. Владимирова. Писатель с сочувствием рассказывает о Савушкине, у которого была больная дочь. Для ее выздоровления требовалось лекарство из рога антилопы. Отправившись на охоту в лощину, мужчина выследил антилопу, но так и не смог ее подстрелить, потому что та закрывала своим телом от […]...
- Дж. Г. Байрон. “Хочу я быть ребенком вольным…” Какие художественные приемы ярче всего характеризуют настроения автора? Как воспринимает поэт окружающий мир? Какие строки вы можете привести в доказательство ваших слов? Дж. Г. Байрон трагически воспринимает окружающий мир – он отвергает все, что часто радует человека, – титул, дружбу, любовь, даже саму жизнь. Поэтому в качестве доказательства можно использовать любые строки стихотворения. Внимательней следите за их последовательностью. Первое, чем может пожертвовать автор, […]...
- Сочинение на тему: “Счастье в лирике А. С. Пушкина” Александр Сергеевич Пушкин – великий русский писатель и поэт, его творчество, как и судьба многогранно и разнолико. Стихи ПушкинА посвящены важнейшим и вечным вопросам, которые волновали, волнуют и будут волновать людей всех возрастов и поколений. Множество произведений посвящены поиску счастья, счастья самого поэта. Настоящий поэт – во многом философ, это определение, естественно, подходит и к […]...
- “Хочу воспеть свободу миру…” (по вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина) “Простой воспитанник природы, Так я, бывало, воспевал Мечту прекрасную свободы…” Безусловно, для каждого из нас, читавших Пушкина взахлеб или возвращавшихся к нему время от времени, есть в безбрежном океане его лирики наиболее близкие разуму и сердцу островки. Как в осколках разбитого вдребезги зеркала, отражаются в стихах поэта самые разные, но одинаково важные стороны жизни человека. […]...
- Анализ стихотворения Блока “О, я хочу безумно жить В 1914 году Александр Блок завершил работу над поэтическим циклом “Ямбы”, который считал одним из самых удачных и многогранных. Перед его публикацией перед поэтом встал вопрос о том, каким же стихотворением открыть эту литературную подборку с ярко выраженным философским содержанием. В итоге 5 февраля 1914 года буквально за час поэт написал еще одно стихотворение под […]...
- Талант Маяковского О, я хочу безумно жить: Все сущее Талант Маяковского О, я хочу безумно жить: Все сущее увековечить, Безличное вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! А. Блок Талант Маяковского до сих пор поражает нас своим разнообразием. Поэзия, проза, живопись, партийная деятельность -= все охвачено его гением. Даже спустя шестьдесят с лишним лет со дня его смерти мы не перестаем задавать себе вопрос: каков он, талант […]...
- Анализ стихотворения “Песня” Жуковского “Песня” (1811). Стихотворение написано после отказа Екатерины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения – меланхолическая. Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. […]...
- О, я хочу безумно жить… разбор стихотворения Автор: Блок А. А. О, я хочу безумно жить: Все сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,- Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство – разве это Сокрытый двигатель его? Он весь – дитя добра и света, Он весь […]...
- Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (по лирике В. Маяковского) Эпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась прежде всего в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для нового советского кино, много печатается в газетах, ездит с публичными выступлениями по городам страны, работает в […]...
- Я хочу рассказать вам о книге Очень верно сказал кто-то, что книга никогда не предаст и не покинет тебя. Книга – это и мудрый учитель, и искренний друг. В книгах мы находим ответы на многие вопросы, которые волнуют нас в жизни. Еще много красивых и высоких слов можно сказать о книгах и их роли в жизни человека. Я хочу рассказать о […]...
- Проза. Я хочу рассказать вам. Ашик-Кериб (Лермонтов М. Ю.) Я хочу рассказать вам .- Прозаический отрывок, начатый, возможно, до “Княгини Литовской”. Не исключено, однако, что он написан в последние годы жизни Лермонтова, так же как ряд произведений, опубликованных вместе с ним в литературном сборнике “Вчера и сегодня” (1845). ; Он родился в Москве. Скоро после появления его на этот свет его мать разъехалась с […]...
- Почему герои М. Ю Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? Активный период творчества М. Ю. Лермонтова пришелся на годы жестокого реакционного режима, господствовавшего в то время в Российской империи. Консервативная эпоха, в которой пришлось жить и творить великому поэту, пришла на смену духовному и нравственному подъему, царившему в обществе в начале ХIX века. Свободолюбивый дух ушедшей эпохи еще витал в студенческих кружках и обществах, организованных […]...
- “Я хочу быть понят моей страной…” (По лирике В. Маяковского) Громадный, угловатый, как плотина, стоит он поперек любых неправд… Е. Евтушенко “Нет, весь я не умру”. Эти бессмертные пушкинские слова можно адресовать и Владимиру Маяковскому. Время и над ним не властно. Обожествляемый и хулимый, распятый и воскресший, он все-таки с нами. С ним можно соглашаться, спорить, но пройти мимо его стихов равнодушно нельзя! Бывшая плошадь […]...
- Счастье (по тексту В. Розова) Что такое счастье? Что нужно человеку для того, чтобы почувствовать себя счастливым? На эти вопросы отвечает Виктор Сергеевич Розов в данном тексте. По мнению автора, счастье заключается в душевной гармонии. Для любого человека важно иметь хорошие условия жизни и здоровье, но природа счастья заключается не в этом. Некоторые люди, даже имея все, что им нужно, […]...
- В ЧЕМ СЧАСТЬЕ И ТРАГЕДИЯ МЦЫРИ? Творчество Лермонтова пришлось на не- простое и печальное время в истории Рос- сии – николаевскую реакцию, наступив- шую вслед за расправой над декабристами. ПушкинСкая эпоха, верившая в прогрессив- ное переустройство общества, призывавшая к вольности, мечтавшая о службе на благо отечества, отошла в небытие. На смену ей пришла эпоха апатии, равнодушия, неверия и бездействия. Это бездействие […]...
- “Работа(Единое счастье – работа…)” анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение “Работа” было написано в 1917 г. и опубликовано в сборнике “Такие дни” в 1923 г. Сегодня Брюсова назвали бы трудоголиком. Он работал не потому, что вынужден был зарабатывать на кусок хлеба. Работа была его страстью и удовольствием. Необыкновенно трудоспособный, очень талантливый и искренне уверенный в своей гениальности, Брюсов считал литературный труд делом […]...
- “Нет, я не Байрон, я другой” М. Ю. Лермонтов. Стихотворения “Нет, я не Байрон, я другой…” Стихотворение написано в 1832 году. Метод – романтизм. На творчество Лермонтова значительное влияние оказала личность и творческое наследие выдающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона. Темой стихотворения является обычное для Лермонтова сравнение своей судьбы с судьбой английского поэта. Здесь он, с одной стороны, не отвергает внутреннего […]...
- Сочинение на тему: Кем я хочу стать, когда вырасту Кем я хочу стать, когда вырасту В начальных классах я очень хотел быть врачом. Моя мама – детский педиатр, и этим все сказано. Дома всегда велись разговоры о детях, которых мама лечит. Она очень ответственный доктор, поэтому уходя из детской поликлиники, где она трудится, она все равно все время помнит о них. Ей постоянно звонят […]...
- Я хочу рассказать вам о книге Б. Васильева “А зори здесь тихие” Я хочу рассказать вам о книге Б. Васильева “А зори здесь тихие” Я порою себя ощущаю связной Между теми, кто жив И кто отнят войной… Нет, ничто не забыто. Нет, никто не забыт, Даже тот. Кто в безвестной могиле лежит. Ю. Друнина. Здравствуйте, дорогие девочки, мои ровесницы, чья юность опалена войной, те, кому выпало нелегкое […]...
- Анализ стихотворения “Невыразимое” Жуковского “Невыразимое” (1819). Пафос элегии – утверждение романтических идеалов, исследование внутреннего мира человека. Поэт видит, что не все можно выразить словесно, “присутствие Создателя в созданье” невозможно объяснить: Но то, что слито с сей блестящей красотою – Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас… Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом, радостном и скорбном […]...