Виды работы на уроках английского языка для развития навыков диалогической речи

Дебаты “English – the Language of the World”

Цель: способствовать развитию партнерского общения и умения работать в группе, развитию критического мышления, толерантности и уважительного отношения к различным взглядам.

1. Разминка. Учащиеся на протяжении нескольких уроков изучали тему “English – the Language of the World”. На предпоследнем уроке по изучению данной темы учитель задает вопрос учащимся “Do you agree with the statement that English is the Language of the World?” Учащиеся высказывают свое мнение.
2. Объединение учащихся в группы. На этом же уроке учащимся предлагается разделиться на две команды согласно отношению к проблеме. English is the Language of the World &; English is not the Language of the World.
3. Организация учебной деятельности учащихся в группе. Учитель знакомит учащихся с технологией проведения дебатов, объясняет задачи каждой группы. Идет процесс поиска (обсуждение) лучшей тактики поведения. (В течение недели).

Регламент

1

Речь 1 спикера утверждающей команды
English is the Language of the World

6 мин.

2

Раунд перекрестных вопросов:
3 спикер отрицающей команды задает вопросы 1 спикеру утверждающей команды

3 мин.

3

Речь 1 спикера отрицающей команды
English is not the Language of the World

6 мин.

4

Раунд перекрестных вопросов: 3 спикер утверждающей команды задает вопросы 1 спикеру отрицающей команды

3 мин.

5

Речь 2 спикера утверждающей команды
English is the Language of the World

5 мин.

6

Раунд перекрестных вопросов:
1 спикер отрицающей команды задает вопросы 2 спикеру утверждающей команды

3 мин.

7

Речь 2 спикера отрицающей команды
English is not the Language of the World

5 мин.

8

Раунд перекрестных вопросов: 1 спикер утверждающей команды задает вопросы 2 спикеру отрицающей команды

3 мин.

9

Речь 3 спикера утверждающей команды
English is the Language of the World

5 мин.

10

Речь 3 спикера команды отрицающей команды
English is not the Language of the World

5мин.

Каждая команда имеет право на 8-минутный перерыв (таймаут) для консультации друг с другом между выступлениями, который они могут использовать полностью или частями.

Ключевые фразы и опорные выражения:

750 million people all over the world use English.

English is more widely spoken and written, than any other language has ever been.

English is the language of the planet, the first truly global language.

Three quarters of the world’s mail and its telexes and telegrammes are in English.

More than half of the world’s scientific periodicals and eighty per cent of the information in the world’s computers are in English.

The language of diplomatic documents is French (passports, driving licensees).

The language of music (opera) is Italian.

A lot of words in English are borrowed from other languages.

Many countries have to use English because of the influention of the globalization.

There are only twenty-two countries in the world where English is the official language but there are so many countries where people do not use English.

Информация для таймкипера

Таймкипер показывает, что до конца осталось 3 минуты, 2 минуты, 1 минута, 30 секунд. Аналогичным образом он показывает, сколько времени осталось до окончания раунда перекрестных вопросов или таймаута.
Выигрывает команда, которая, по мнению судейской коллегии, была более убедительной в аргументации и доказательства своей позиции.

4. Рефлексия прошедшего занятия. Педагог задает вопросы, помогающие участникам понять и адекватно выразить отношение к происходящему.

Брейнсторминг “The Pleasure of Reading”

Цель: развитие диалогической речи учащихся, развитие партнерского общения и умения работать в группе.

На протяжении нескольких уроков в 7-м классе изучалась тема “The Pleasure of Reading”. Учащимися была выявлена одна из проблем: современные подростки читают мало и не любят этого делать. Учитель предлагает провести в классе брейнсторминг (групповой метод порождения идей), сообщает правила игры.

При проведении мозгового “штурма” необходимо исходить из того, что нет абсурдных идей. Наоборот, необходимо получить как можно больше таких идей и ни в коем случае не оценивать ни эти идеи, ни авторов. Участники не должны прерывать друг друга, так как идея, высказанная одним, может навести на мысль другого.

2. Объединение учащихся в группы.
Желающим учащимся (2-3 человека) предлагается занять позицию наблюдателей. Они располагаются за столами вне группы и фиксируют все, что говорится, даже то, что, по их мнению, не имеет никакого значения. В качестве наблюдателей можно пригласить других учителей.

3. Работа в группе. (15 минут).
Учитель – руководитель четко и ясно излагает вопрос, требующий решения. “How to make teenagers read more”.
Этот этап представляет собой наиболее творческую стадию, когда активность участников максимальна и идеи высказываются свободно. Руководитель не должен подавлять участников группы, однако он занимает такое положение, которое позволяет ему управлять процессом. Он может предложить выработать рекомендации для учителей, работающих с подростками, родителей, правительства.
В процессе изучения данной темы учащиеся усвоили следующие слова-связки (connections): So, аs, however, nevertheless, although, on the contrary, actually, that’s why. Их необходимо использовать во время брейнсторминга.
Учитель-ведущий может стимулировать рассуждения учащихся:
The teacher can start telling the students about the book they are going to read but doesn’t tell them the end of the story to encourage their interest.
Teachers can give different tasks on the book students have read.
For parents: to start a tradition in the family to discuss books they read.

4. Рефлексия прошедшего занятия. (5 минут).
Учитель сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить указанные идеи с точки зрения их реального применения. Кроме того, ведущий указывает участникам, что если у них возникнут еще какие-либо мысли по поводу обсуждавшейся проблемы, они могут сообщить о них письменно в течение суток.

A. Ролевая игра. Ток – шоу “Sport in Our Life”

Цель: развитие диалогической речи учащихся, умения ориентироваться в различных ситуациях.

1.Разминка.
На основе пройденной темы “Sport in Our Life” проводится беседа с учащимися о том, какие виды спорта они знают, какую роль спорт играет в их жизни. Учитель приглашает всех учащихся на ток-шоу “Sport in Our Life”. Говорит, что на съемку этой передачи приглашены различные известные люди: братья Кличко, Алина Кабаева, Дэвид Бекхэм, Анна Курникова и т. д. Они расскажут о своих достижениях в спорте и о том, как они себя поддерживают в форме. Можно пригласить учителя физкультуры, спортсменов школы.

В роли ведущего выступает учитель или ученик.

2. Объединение учащихся в группы.
Учащиеся вместе с учителем составляют общий план и поэтапную программу: обдумывают список приглашенных гостей, решают, кто будет брать интервью, учащиеся составляют вопросы либо готовят речь согласно своей роли.

3.Работа в группе.
Подборка информации о спорте, которая необходима для дачи интервью звездам и которая поможет корреспондентам задать необходимые вопросы. Также определяется область обсуждения, т. е. виды спорта, которые распределяются между участниками. Учащиеся делают наброски оформления, рабочие варианты выступлений, обсуждают вопросы по теме.
Учащимися в процессе изучения данной темы усваивается сослагательное наклонение, поэтому необходимо включить вопросы с данной грамматической конструкцией.

Возможные вопросы к участникам шоу:

What role does sport play in your life?

Why, according to your opinion, do many people go in for sport?

How long are you in sport?

In what worldwide competitions have you ever taken part?

If you were a child, would you like to change anything in your life?

What sports can you call: a) the most beautiful, b) the most dangerous, c) the most useful for health, d) the most interesting to watch.

Студия оформляется полностью. Проходит генеральная репетиция, все участники должны быть в костюмах с выученными текстами выступлений.

4. Проведение шоу.
(Можно пригласить учащихся параллельного класса, которые также изучили тему “Спорт”)……………………………………………………………………..
Ведущий выходит на сцену, говорит вступительное слово и приглашает гостей в студию. Далее ведется диалог по задуманному сценарию.

5.Рефлексия.
Все вместе обсуждают урок, говорят о своих впечатлениях и о своем вкладе в проведение урока.

Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения.

Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

Действия учителя и учеников условно включают четыре этапа (на примере инсценировки сказки “Репка”).

1. Ознакомление с ситуацией. Я устанавливаю декорацию (картонный домик), которая затем всегда ассоциируется у ребят с театром. Приглашаю учеников подготовить постановку сказки “Репка” и объявляю, что театру нужны актеры на роли дедушки, бабушки, внучки и. д. Сформировав труппу, я ввожу необходимую лексику.

В данном случае это слово turnip, фраза Here I am. Вместо слов бабушка, дедушка предлагается использовать известные детям Mummy, Daddy.

2. Постановка задач. Я поясняю: прежде чем сыграть свою роль, каждый ученик должен выяснить все о репке с помощью доступных ему языковых средств, стараясь употребить в диалоге как можно больше знакомых слов и структур.

3. Инсценировка. Приведем примерный вариант.

Daddy (прогуливаясь по сцене, неожиданно останавливается):

Oh, what is this? Is this a flower? No… .(Отвечает себе.) Is is a small tree?

No… Oh, it’s a turnip! It is Masha’s turnip!

What a big yellow turnip! (Пытается вытянуть репку из земли.) One, two, three… . Mummy, come here!

M u m m y: Oh, what’s this? Is this a flower or turnip?

Daddy: This isn’t a flower. It’s a turnip!

Mummy: Whose turnip is this?

Daddy: It’s Masha’s turnip. (Пытаютcя вытянуть репку.) One, two, three, four… .

Mummy: Masha, come here!

Masha: Oh, what’s this? Is it my turnip?

Mummy and Daddy (вместе): Yes, it is! (Тянут репку.) One, two, three, four, five… . Dog, come here!

Dog: Whose turnip is this?

Masha: It’s my turnip. (Тянут репку.) One, two, three, four… . Cat, come here!

Cat: Oh, what’s this? Is this a flower or a turnip?

Dog: This isn’t a flower. It’s a turnip!

Cat: Is it Masha’s turnip?

Dog: Yes, it is!

Далее действие продолжается по той же схеме. Инсценировка заканчивается фразой “репки”: Here I am!

4. Подведение итогов. В заключение я благодарю актеров, прошу жюри назвать лучшего ученика (того, кто употребил больше лексики, допустив при этом меньше ошибок) и в случае необходимости анализирую речь актеров с точки зрения грамматики, лексики, узуса и т. д. в форме рекомендаций к следующим спектаклям.

Чем чаще я обращаюсь к театральным постановкам на уроке, тем меньше времени и усилий расходуется на ознакомление с ситуацией и постановку задач и тем чаще ученики могут меняться ролями. Это очень важно для развития навыков речевого поведения в разных ситуациях.

Использования театра на уроке показывает высокую эффективность этого приема, прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи на основе мотивации речевых действий. Мало кто из учащихся остается равнодушным перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа, все Дети становятся активными участниками или свидетелями использования иностранного языка; сначала сознательно, а затем и подсознательно “привязывают” различные речевые обороты к определенным ситуациям общения; более уверенно оперируют ими при выполнении коммуникативно-направленных упражнений; быстро овладевают новой, обусловленной сюжетом лексикой; в последующем, легко справляются с программными заданиями типа: “Listen, read and act”, “Dramatize the text”.

Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Школьники намного быстрее приобрети чувство языка.

Такие занятия дают дополнительную возможность для развития навыков аудирования: ребята воспринимают на слух речь учеников других классов, позволяют школьникам знакомиться с литературой страны изучаемого языка; способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.



Виды работы на уроках английского языка для развития навыков диалогической речи