Урок для 10 класса по теме: «Олигополия»
Урок по экономике «Олигополия»
10 класс
Учитель: Парфенова Ирина Владимировна
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: деловая игра.
Цель урока: вывести основные стратегии фирмы на рынке олигополии.
Задачи урока:
Образовательные:
Дать представление об олигополистическом рынке.
Развивающие:
Развитие логического мышления
Развитие умения анализа ситуации и выбора лучшего варианта из альтернативных способов решения проблемы
Развитие умения общения в процессе дискуссии, умения аргументировать
Воспитательные:
Формирование коллективного сознания; умения взаимодействовать при решении общих задач; сообща определять степень участия каждого в работе.
Формирование критичности, сдержанности, уважения к мнению других, внимательности к другим участникам игры.
Оборудование и материалы: 4 персональных компьютера (установлена операционная система Windows XP, Microsoft Office 2003), мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран), распечатки правил игры (Приложение 1) — 4 экз., 4 описания машин со сравнительным анализом (Приложение 2) — по 1 экз.;
4 комплекта карточек
Подготовка к уроку: На рабочем столе каждого компьютера поместить файл «Отчет», на мультимедийное оборудование установить презентацию «Олигополия» (обязательно скопировать всю папку «Презентация»)
Ход урока:
1. Вступление.
Н А прошлом уроке мы с вами рассмотрели различные виды конкуренции. Сегодня мы более подробно остановимся на одной из самых интересных рыночных структур — олигополии. Чтобы лучше понять, как взаимодействуют фирмы на олигополистическом рынке, мы воссоздадим модель олигополии с помощью деловой игры.
Но сначала давайте вспомним основные черты этой рыночной структуры.
2.Актуализация знаний
Презентация «Олигополия» слайды 2-5
Слайд 2:
(от греч. oligos — малочисленный и poleo — продаю, торгую)
Господство небольшого количества фирм и компаний в производстве определенных товаров и на рынке этих товаров.
Экономический словарь
На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Слово «олигополия» введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе «Утопия» (1516).
Слайд 3:
Особенность олигополистического рынка
Каждая компания знает свою долю рынка предлагаемых товаров и услуг.
Любое изменение цены или доли рынка, контролируемой одной компанией, отражается на объеме продажи остальных компаний.
Каждая компания должна принимать решения в отношении своих цен и объемов производства с учетом реакции других компаний.
Слайд 4:
ПО ТИПУ ТОВАРА различают ДВА вида олигополии ЧИСТАЯ ОЛИГОПОЛИЯ — фирмы предлагают однородные продукты. Цена на рынке единая. Пример — рынок товаров химической промышленности.
ДИФФИРЕНЦИРОВАННАЯ ПО ТИПУ ПРОДУКТА ОЛИГОПОЛИЯ. Производство разнообразной продукции одного функционального назначения. Цена распределяется между группами товаров и соответствующими группами цен на однотипные, но не однородные товары.
Например, цены на различные классы автомобилей.
Сегодня мы с вами и будем рассматривать рынок автомобилей, как наиболее яркий пример олигополистического рынка.
Следует учитывать тот факт, что каждая фирма производит автомобили различных классов, а значит входит одновременно в несколько олигополий. На одном олигополистическом рынке производятся и продаются машины только одного класса и одной ценовой категории. При этом машины премиум-класса мы не рассматриваем, так как при их покупке людьми движут совершенно другие мотивы. Может возникнуть закономерный вопрос: почему, говоря о рынке машин, мы говорим об олигополистическом рынке, ведь фирм, производящих автомобили, значительно больше десяти.
Дело в том, что в любом регионе популярным является ограниченное количество фирм, остальные же продавцы вынуждены под них подстраиваться.
Слайд 5:
Машины одного класса, популярные на российском рынке
На этом слайде вы видите машины одного класса, популярные у нас, в России. Дилеры, продающие эти машины, как раз и объединяются в олигополистический рынок.
3. Деловая игра
Презентация «Олигополия» слайды 6-8
Мы же с вами в нашей деловой игре представим город, в котором основная доля рынка автомобилей сосредоточена в руках у четырех дилеров.
Слайд 6
Машины, представленные на нашем рынке
Сейчас мы определим, какую марку машины будет продавать каждая из ваших групп. Подойдите по 1 человеку от команды и вытащите свой жребий. (Представители команд получают описания машин со сравнительным анализом, правила игры и комплекты карточек для заявок фирм).
Название своей машины введите в верхнюю строчку отчета и давайте познакомимся с правилами игры.
Слайд 7:
Правила игры
— Издержки на 1 машину: на приобретение дилером — 3 тыс. у. е.
за хранение на складе — 2 тыс. у. е.
— В каждый период дилеры закупают по 100 машин, но если на складе скопилось больше 200 машин, то закупку пропускают. При этом издержки на хранение машин сохраняются.
— В каждый период спрос меньше предложения и составляет в среднем 350 машин.
— Каждый бренд имеет по 10 почитателей, которые готовы купить именно эту марку машины при условии, что цена на нее не превышает цены на другие марки более чем в 2 раза.
— Количество почитателей может быть увеличено за счет рекламы. Если какие-то фирмы рекламируют свой товар, а какие-то — нет, то все почитатели распределяются среди рекламируемых брендов. Среди рекламируемых марок машин почитатели распределяются пропорционально вложениям в рекламу.
— Остальные покупатели распределяются следующим образом:
— в первую очередь покупатели приобретают самые дешевые автомобили;
— остальные покупатели распределяются среди оставшихся марок машин в обратной зависимости от цены.
Слайд 8:
Таблица для каждой команды
Сводная таблица
Мы с вами рассмотрим 8 периодов, в течение каждого из которых фирма вынуждена продавать машины по изначально установленной цене. Обычно этот период составляет один квартал.
— Скажите, пожалуйста, почему, уже узнав цену конкурентов, фирма на протяжении трех месяцев не может изменить свою цену? ( Потому что эти цены фиксируются в каталогах на весь рассматриваемый период).
В таблицу на ваших компьютерах вы вносите цену 1 машины и издержки на рекламу. Эти же данные записываете на карточке, которую отдаете мне.
Ваши данные я вношу в сводную таблицу, после чего вы узнаете, сколько машин продали в рассматриваемый период. Эти данные вы также вносите в свою таблицу, после чего узнаете свою прибыль, а, может быть, и убыток.
Посмотрите на сводную таблицу.
В первой строке продаж вы увидите, сколько почитателей в зависимости от цены и от вложений в рекламу имеет ваш бренд. Во второй строке вы увидите, сколько машин будет продано после того, как к почитателям добавятся покупатели, желающие приобрести машину подешевле. И в последней строке вы увидите итоговое количество покупателей в данный период.
Это значение, выделенное красным цветом, вы и вносите в свою таблицу.
Есть какие-то вопросы? Ну, тогда начали!
Первоначально имеет смысл проверить, как идет обсуждение, обойдя все группы. На обсуждение отводится минуты 2-3, но строго фиксировать время не стоит, чтобы не сбивать учащихся с мысли. После того, как результаты каждого тура будут собраны, они вводятся в сводную таблицу. При необходимости результаты комментируются.
После окончания 8-го тура капитаны групп сообщают итог. Таким образом, выявляем победителей.
4.Подведение итогов. Выводы.
Поздравляю победившую команду. Не забудьте в отчете ввести список группы и оценить работу каждого по 10-бальной системе. Отчет закройте, сохраняя изменения.
А теперь ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: «Какой стратегии должна придерживаться фирма на рынке олигополии, чтобы ее прибыль была максимальной?»
Учащиеся предлагают свои варианты ответов, после чего сравниваем их ответы с экономической Теорией
Презентация «Олигополия» слайд 9
Стратегия фирм на олигополистическом рынке
При отсутствии сговора: ЦЕНОВАЯ ВОЙНА — цикл последовательных уменьшений цены фирмами, соперничающими на олигополистическом рынке. При этом происходит снижение прибылей продавцов, но это выгодно для покупателей.
При наличии сговора: Фирмы, понимая свою взаимозависимость, могут вступить в КООПЕРАЦИЮ путем объединения своих ресурсов для совместного закрепления на рынке
Формы кооперации:
— СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ.
— Картельные соглашения. КАРТЕЛЬ — формальные соглашения об объемах производства и продаж, единых ценах каналах распределения продукции. ПРИМЕР международный картель ОПЕК на рынке нефти и нефтепродуктов
— НЕГЛАСНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
5.Домашнее задание.
Постарайтесь найти в Интернете различные примеры кооперации фирм на олигополистическом рынке.