Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина
Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина
Суть Третьеиюньской монархии заключается в том, что благодаря избирательному закону 3 июня 1907 г. Государственная дума стала полностью подконтрольной правительству, то есть формально самодержавие было ограничено парламентом, а реально – оставалось неограниченным. Поэтому III и IV Думы были по составу уже не левые и не создавали правительству проблем. В III Думе действовал так называемый “октябристский маятник”: абсолютного большинства не имела ни одна фракция, поэтому
Этот механизм позволял правительству П. А. Столыпина принимать любые необходимые ему законы.
Ведущим реформатором второй половины николаевского царствования был П. А. Столыпин, занимавший в 1906-1911 гг. два важнейших поста в управлении страной – председателя Совета министров и министра внутренних дел. Он был убежденным монархистом и противником революции, но понимал необходимость модернизации (для подавления опасной
Основные направления политики П. А. Столыпина были следующими.
Борьба с революцией (лозунг П. А. Столыпина: “Сначала успокоение, потом реформы”), для чего учреждалась система военно-полевых судов, которые рассматривали дела революционеров в упрощенном порядке и, как правило, выносили смертные приговоры (в 1906-1909 гг. по приговорам военно-полевых судов были казнены более 4 тыс. человек). Эти меры помогли подавить Первую русскую революцию, но не революционное движение (в ответ на меры Столыпины поднимается волна террора и экспроприаций). Аграрная реформа – основная из реформ П. А. Столыпина:
- решая остро вставший в революции 1905 г. аграрный вопрос, П. А. Столыпин преследовал сразу несколько целей: экономические – увеличить производство сельскохозяйственной продукции и освоить пустовавшие земли; политические – снизить накал крестьянского недовольства, сформировать новую опору самодержавия из зажиточных крестьян-собственников и отдалить значительную массу крестьянства из центра России (во избежание их участия в революции); социальные – решить проблему малоземелья в перенаселенных центральных районах, не затрагивая помещичье землевладение; содержание реформы (царский указ от 9 ноября 1906 г.): улучшение экономического положения крестьян (отмена выкупных платежей с 1907 г.); разрушение крестьянской общины, сдерживавшей развитие экономики, и насаждение частного крестьянского землевладения: для этого разрешался свободный выход крестьян из общины, после чего крестьяне становились частными собственниками земли. Все закрепленные за крестьянином наделы сводились в один земельный участок, который мог располагаться либо на территории деревни или села (отруб), либо отдельно от нее – в специально отведенном, обособленном месте (хутор). Предполагалось, что разрушение общины приведет к имущественному расслоению среди крестьян, появлению значительного слоя частных соб- ственников-фермеров, которые будут вести хозяйство более эффективно за счет использования наемного труда своих разорившихся односельчан и станут надежной опорой власти; поощрение и оказание помощи крестьянам, желающим переселиться на окраины страны (Сибирь, Казахстан, Средняя Азия), где было много пустующих земель; активизация деятельности Крестьянского банка: он начал выдавать ссуды на льготных условиях крестьянам, которые переходили на хутора или участвовали в переселенческих мероприятиях; результаты столыпинской аграрной реформы были противоречивы: позитивные итоги: рост сельскохозяйственного производства, увеличение технической оснащенности крестьянских хозяйств, освоение сибирских земель; негативные итоги: не удалось полностью разрушить общину (из общин вышли всего 25-30 % всех крестьян), создать класс зажиточных крестьян-собственников (выходили из общин по большей части не зажиточные крестьяне, а бедняки, которые продавали наделы и нанимались рабочими в город), переселить крестьян в малозаселенные районы (почти 20-25 % из уехавших вскоре вернулись обратно).
Причины неудачи реформы: ее незавершенность (реформа длилась фактически 8 лет, а П. А. Столыпин говорил как минимум о 20 годах), консервативное сознание крестьян (хуторян и отрубников крестьяне, оставшиеся в общине, воспринимали как врагов, наравне с помещиками, нередко совершали нападения на их хозяйства), зачастую насильственные методы проведения реформы, плохая организация переселения. Уровень социальной напряженности в деревне не только не снизился, но еще больше возрос.
Реформы Столыпина не получили широкой поддержки в обществе. Для революционеров и либералов он по-прежнему оставался “вешателем”, кроме того, у левых партий не могла вызывать симпатий его аграрная политика, основанная на принципе частной собственности. Правые опасались, что реформа Столыпина приведет к усилению влияния зажиточного крестьянства, которое станет конкурировать с помещиками.
Николай II, поначалу всецело доверявший премьер-министру, стал постепенно отдаляться от него. В 1911 г. Столыпин был убит в результате покушения, совершенного анархистом (и одновременно полицейским агентом) Богровым.