Деятельность А. Н. Толстого писателя в период ВОВ (цикл “Рассказы Ивана Сударева”. Рассказ “Русский характер”)
22 июня 1941 г. началась Отечественная война, а уже 27 июня в “Правде” появилась первая военная статья Толстого “Что мы защищаем”, в которой писатель выступил на защиту Отечества. Отныне главное место в его творчестве принадлежит публицистике. Этот жанр давал художнику возможность быстрого, оперативного отклика на происходящие события – качество, бесценное в военное время.
Деятельность Толстого-публициста – настоящий подвиг: за годы войны им написано более шестидесяти статей. Писатель и прежде работал в этом жанре, но только
Толстой хорошо знает отечественную историю. Еще в 1930-е годы, как бы предчувствуя неизбежную схватку с фашизмом, он
На берегах Невы и на льду Чудского озера разгромил немецких рыцарей и преградил им дорогу на Ладогу, Новгород, Псков и Старую Руссу”.
Толстой обращается к прошлому. Он рисует дружину Игоря Святославовича, рати Александра Невского и Дмитрия Донского, войска Грозного, ополчение Минина и Пожарского. Рассказывает о подвигах Суворова, о событиях первой Отечественной войны: “Под Бородиным наполеоновская армия наткнулась на русские штыки.
Ни ядрами французских пушек, ни бешеными ударами 30-тысячной конницы Мюрата, закованной в стальные кирасы, нельзя было сломить русскую армию, вставшую на защиту родины… В великих битвах народ сберег для себя родину…”
Достоинство публицистики Толстого – ее оптимизм. В самые отчаянные дни писатель не терял веры в конечную победу и внушал эту веру своим читателям: “Враг многочисленный, опасный, сильный, но он должен быть и будет разгромлен… Взоры всего человечества с надеждой, а у иных народов с мольбой, обращены к Красной Армии…
В октябре 1942 г., накануне решающей битвы на Волге, в статье “Четверть века” Толстой писал: “Мы победим, хотя мне хочется сказать – мы уже победили”.
Военная публицистика Толстого охватывает широкий круг фактов, событий, проблем: писатель анализирует ход военных действий, пишет о подвигах в тылу и на фронте, рассказывает о международной солидарности в борьбе с фашизмом, изобличает зверства гитлеровцев, совершает исторические экскурсы, развенчивает расистскую теорию нацистов.
Столь же богата военная публицистика Толстого и в жанровом отношении: памфлет, очерк, репортаж, гротесковые миниатюры, монтаж подлинных документов – эти и другие формы были талантливо использованы писателем. История сохранила свидетельства авторитетности статей Толстого: их читали и перечитывали на фронте и в тылу, бережно хранили, прятали в походных сумках.
1930-е годы были временем массовых репрессий. В стране царили страх и неуверенность в завтрашнем дне. Отечественная война, принесшая неисчислимые бедствия и страдания, гибель десятков миллионов людей, как это ни парадоксально, отчасти сняла это напряжение.
Казалось, что теперь, когда все силы людей отдавались только одному – борьбе со страшным, смертельным врагом, – внутренние проблемы должны быть сняты или решаться по-другому. Б. Пастернак считал, что “трагический, тяжелый период войны был живым периодом и, в этом отношении, вольным, радостным возвращением чувства общности со всеми”.
На творчество многих художников эта “передышка” оказала самое благотворное воздействие, будто снята была с души иссушающая и обескровливающая тяжесть.
Буквально воскрес и талант Толстого. Если взглянуть на хронологическую канву жизни и творчества писателя, нельзя не обратить внимания, что с 1907 по 1927 год чаще других употребляются глаголы: написал, напечатал, опубликовал, издал и т. п.; с 1927 по 1940 год этот ряд уступает место другому: выступил, встретился, посетил, возвратился, избран и т. п. Но вот приходит 1941-й год. Буквально взрыв творческой энергии, несмотря на тяжелую, а затем и смертельную болезнь. И главное – писатель возвращается к любимому, основному труду своей жизни, к роману “Петр Первый”.
Увы, поздно! Великолепная книга осталась неоконченной.
А ведь десятилетняя дистанция между второй и третьей частями этого романа, равно как и аналогичный перерыв в работе над “Хождением по мукам”, совершенно нетипичны для труженика Толстого.
В годы войны большой известностью пользовался сборник писателя “Рассказы Ивана Сударева”. Лучший из этих рассказов – “Русский характер”. Трагическая история обгоревшего танкиста Егора Дремова под пером Толстого превратилась в подлинный гимн людям, их мужеству, их нравственной чистоте, в гимн всепобеждающему чувству любви: “Да, вот они русские характеры.
Кажется прост человек, а придет суровая пора… и поднимется в нем великая сила – человеческая красота”.
Военное время оказало благотворное влияние на работу Толстого в историческом жанре. В автобиографии он писал: “Я верил в нашу победу даже в самые трудные дни октября-ноября 1941 г. И тогда начал драматическую повесть “Иван Грозный”. Она была моим ответом на унижения, которым немцы подвергли мою родину. Я вызвал из небытия великую страстную русскую душу – Ивана Грозного, чтобы вооружить свою “рассвирепевшую совесть”.
Новое произведение писателя состояло из двух частей: “Орел и орлица” (1941 – 1942) и “Трудные годы” (1943).
Конечно не случайно, что именно эта тема была взята на вооружение другими писателями для создания большого романа и трех пьес. Эпоха Ивана Грозного стала также объектом пристального внимания исторической науки. XVI век – период в русской истории, когда шло бурное развитие национального самосознания, когда формировалась русская национальная государственность.
Об Иване Грозном в науке и в искусстве бытовало немало противоречивых суждений. Его роль в русской истории оценивалась подчас с противоположных позиций. Толстой рисует Ивана Грозного как многогранную личность – как строителя, полководца, дипломата, государственного деятеля.
В отличие от “Петра Первого”, где широкое эпическое полотно романа давало художнику возможность всесторонне, в деталях, раскрыть как эпоху, так и образ царя, в драматической трилогии Толстой “несколько затушевывает темные стороны личности” Ивана Грозного. Разумеется, не один только жанр был причиной этой односторонности. Судьба второй серии фильма С. Эйзенштейна об Иване Грозном – убедительное тому доказательство.
Писатель был гораздо осторожнее режиссера.
Толстой вел большую общественную работу. Он был депутатом Верховного Совета СССР, академиком, неоднократно участвовал в работе международных форумов и многочисленных комиссий. В 1935 г. на Международном конгрессе деятелей культуры в Париже Толстой говорил: “Мы хотим, чтобы художник был историком, философом, политиком, организатором жизни, провидцем ее”.
Таким писателем и был он сам – политик, историк, мастер слова.