Деятельность Толстого – художника и публициста

Деятельность Толстого – художника и публициста, продолжавшаяся около 60 лет, закрепила за его героем определение “толстовский” не только в плане авторском, но и автобиографическом. Путь толстовского героя от предреформенного десятилетия до первой русской революции был теснейшим образом связан с движением русской истории н обусловлен, как показал В. И. Ленин, всей сложностью и противоречивостью русской пореформенной эпохи.

От начала и до конца путь Толстого – человека и писателя – последователен даже в своей непоследовательности.

Так называемые “уходы” Толстого из литературы (своего рода границы “периодов” его творчества) – поступательное движение личности художника и мыслителя, проверяющего опыт истории текущим днем, нравственные постулаты и критерии – эпохой.

Мир идей Толстого подвижен. Столь свойственные ему скептицизм и ирония, пронизывающие весь дневник писателя, постоянно приводили его к вопросу “Да уж не вздор ли все это?” или к мысли “не то”. Но самоанализ Толстого, уникальный по глубине и беспощадности, обращал скепсис и иронию в позитивно-динамические начала.

Сомнение требовало

пересмотра явлений и теорий с новых и разных точек зрения.

Неодолимую потребность в самоанализе и исповеди Толстой испытывал на протяжении всей жизни. И то, и другое – в его дневниках, которые велись почти ежедневно на протяжении 60 лет, в письмах – полуисповедях-полутрактатах, в программной публицистике 80-90-х гг. Наконец – во всем его художественном творчестве.

Страстность поиска истины обратила писателя с самого начала его творческого пути к уже “добытому знанию”. Разнообразные философские построения от стоических до эпикурейских, религиозные учения разных времен и народов подвергались пристрастному анализу Толстого. Нравственно-философская проблематика определяла направленность его интересов.

Одним из самых главных предметов внимания являлась жизнь человеческой души, прежде всего души народа, в которой писатель видел абсолютную ценность.

“Истина в движеньи – только”. Эта дневниковая запись 1857 г., находящаяся в ряду толстовских размышлений и ассоциаций – философских, психологических, исторических, литературных, по-своему синтезирует опыт понимания и чувствования сложнейшей связи человека и общества, текущего дня и истории. Значительно позднее, уже в 1891 г., эта же мысль высказывается Толстым в развернутом и прокомментированном виде: “Свободы не может быть в конечном, свобода только в бесконечном. Есть в человеке бесконечное – он свободен, нет – он вещь.

В процессе движения духа совершенствование есть бесконечно малое движение – оно-то и свободно – и оно-то бесконечно велико но своим последствиям, потому что не умирает”.

Идея нравственного совершенствования – одна из кардинальных и наиболее противоречивых сторон философской мысли Толстого – оформилась в период его творческого становления. В дальнейшем она получила своеобразную интерпретацию и в огромной степени повлияла на эстетические воззрения писателя. На протяжении всей жизни Толстой снимал с нее покровы отвлеченности, но никогда не терял веры в нее как в главный источник возрождения человека и общества, реальную основу “человеческого единения”. Толстовский анализ этой идеи определялся восприятием человека как “микромира” современной общественной патологии, сопровождался неустанным исследованием явлений “текущей действительности”, двигавших Россию к XX веку. “Текущий день”, история и эпоха являлись критериями этого анализа.

Духовным ориентиром – народ.

Одно из первых творческих начинаний Толстого носило заглавие “Что нужно для блага России и очерк русских нравов” (1846). Но первый достоверно реализованный (хотя и не завершенный) набросок получил название “История вчерашнего дня” (1851). Переход от масштабности, почти “универсальности” задачи в 1846 г. к анализу ограниченного временного отрезка человеческого бытия в 1851 г. явился следствием ежедневного пятилетнего наблюдения Толстого за ходом собственного внутреннего развития, зафиксированного в его дневнике, наблюдения пристрастно-самокритичного, в итоге которого прошедший день из элементарной временной единицы жизни каждого человека трансформировался в факт истории.

“Пишу я историю вчерашнего дня, – предваряет Толстой сюжет наброска. – …Бог один знает, сколько разнообразных, занимательных впечатлений и мыслей, которые возбуждают эти впечатления, хотя темных, неясных, но не менее того понятных душе нашей, проходит в один день. Ежели бы можно было рассказать их так, чтобы сам бы легко читал себя и другие могли читать меня, как и я сам, вышла бы очень поучительная и занимательная книга, и такая, что не достало бы чернил на свете написать ее и типографчиков напечатать. С какой стороны ни посмотришь на душу человеческую, везде увидишь беспредельность и начнутся спекуляции, которым конца нет, из которых ничего не выходит и которых я боюсь”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Деятельность Толстого – художника и публициста