Рассказы, пьесы, повести Л. Н. Толстого конца XIX века
Стремясь реализовать на практике свои новые требования к литературе, Толстой создает ряд народных рассказов (“Чем люди живы”, “Два брата и золото”, “Упустишь огонь – не потушишь”, “Много ли человеку земли нужно” и др.), близких по стилю к фольклорным произведениям – притчам, сказкам, легендам. Толстой рассматривал свои народные рассказы как опыт создания новой литературы, адресованной читателям всех возрастов и всех сословий.
К народным рассказам по содержанию, внутреннему пафосу и стилю близка народная драма
Другой аспект русской жизни был отражен в остроумной комедии “Плоды просвещения” (1891), в которой ощущаются живые традиции “Горя от ума” и “Ревизора” (быстрота развития действия, сатирические характеристики персонажей, меткий язык, мастерство диалога). Уже в названии содержится определенная перекличка с предыдущей пьесой Толстого: там тьма, здесь свет (“просвещение”). На самом же деле комедия зло и язвительно высмеивает увлечение
С народными рассказами сближаются не только драматические произведения Толстого, но и его повести, посвященные всегда волновавшей его проблеме смысла жизни.
Теперь особое внимание он обращает на исследование ложного, извращенного мировоззрения представителей господствующих классов, принимавших устоявшиеся взгляды на жизнь, собственность, семью, любовь за нечто постоянное, не подлежащее ни малейшему сомнению. Таков герой повести “Холстомер” (начатой в 1863 и законченной в 1885 г.) князь Серпуховской.
В повести “Смерть Ивана Ильича” (1884-1886), как и в “Холстомере”, нравственная проблема сочеталась с социальной. Трагедия героя, только перед смертью осознавшего весь ужас своего пошлого существования, изображена писателем как совершенно неизбежное, закономерное следствие того образа жизни, который он и все его окружающие воспринимали как нечто совершенно нормальное, общепризнанное и абсолютно правильное. С гениальным мастерством Толстой раскрыл запоздалое прозрение своего героя, безнадежное отчаяние одинокого человека, который только перед смертью понял, что вся его прошлая жизнь была самообманом.,
В художественных произведениях, созданных после перелома, Толстой раскрывал весь ужас господствовавших в жизни лжи, обмана, бездуховности, заставлявших наиболее чутких и совестливых людей мучаться, страдать, даже совершать преступления (“Крейцерова соната”, 1887-1889, “Дьявол”, 1889- 1890, “Отец Сергий”, 1890-1898). Наиболее полно и художественно совершенно новые настроения Толстого выразились в его романе “Воскресение”.
- Поэзия и драматургия конца XIX века То усиление романтического начала, которое мы уже отмечали в прозе, проявилось и в поэзии. Не случайно в поэтическом наследии этого периода ведущим оставалось гражданское направление, опирающееся на традиции вольнолюбивой лирики. Наибольшие художественные достижения в русле этого направления связаны с именами А. Н. Плещеева, А. М. Жемчужникова, Л. Н. Трефолева, С. Д. Дрожжина. Широкой известностью в […]...
- “Рассказы Льва Толстого о животных”. Краткое изложение текста Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных (“Лев и собачка”, “Мильтон и Булька”, “Булька” и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности. Незабываемое впечатление на детей производит рассказ “Лев и собачка”. Реалистичность картины смерти […]...
- Сочинение миниатюра по рассказу Л. Толстого “Смерть Ивана Ильича” В повести “Смерть Ивана Ильича” (1881 -1886), как и в “Холстомере”, нравственная проблема сочеталась с социальной. Трагедия героя, только перед смертью осознавшего весь ужас своего прошлого существования, воспринимается как совершенно неизбежное, закономерное следствие того образа жизни, который он и все его окружающие воспринимали как нечто совершенно нормальное, общепринятое и абсолютно правильное. О “прошедшей истории жизни […]...
- “Рассказы Льва Толстого о животных” Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных (“Лев и собачка”, “Мильтон и Булька”, “Булька” и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности. Незабываемое впечатление на детей производит рассказ “Лев и собачка”. Реалистичность картины смерти […]...
- Чернышевский Н. Г. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого”. Такой отзыв вы услышите от каждого, кто только следит за литературою. Критика повторяла эту характеристику, внушенную общим голосом, и, повторяя ее, […]...
- Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80-90-х гг. XIX века) В начале 80-х гг. происходит решительный перелом во взглядах Толстого на жизнь, на ее нравственные основы, на общественные отношения. “Со мной сделался переворот, – признавался писатель, – который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, […]...
- “СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ”; Л. Н. ТОЛСТОГО В 1853 году начинается русско-турецкая война, а в 1854 г. Толстой просит о переводе в действующую армию Так Толстой побывал в осажденном Севастополе, где он имел возможность наблюдать простых солдат. В тот период Толстым были написаны три рассказа: “Севастополь в декабре месяце”. “Севастополь в мае”, “Севастополь в августе 1855 года” (1855-1856). Особенность повествования. Лейтмотивные сюжетные […]...
- Русская проза конца XX века Новый этап развития русской литературы начинается со второй половины 1980-х годов, точнее, с 1986 г. Он тесно связан с политическими и социальными переменами в жизни страны. За небольшой период страна пережила несколько переломных в историческом плане моментов – перестройку и ее крах, распад СССР, изменение социально-политической ориентации, идеологических и нравственных координат. В середине 1980-х годов […]...
- Драматургия Германии конца ХХ века По мере развития социально-экономической базы социалистического общества, одной из важнейших задач, в частности для реализма в драматургии, стал поиск и отображение новых противоречий и конфликтов. Драматургия находила и воплощала на сцене неантагонистические противоречия в социалистическом обществе, новое в отношениях между людьми. Здесь были необходимы эксперименты, были и неудачи. Не случайно, что определяющим для драматургии 60-х […]...
- Русская литература конца XIX – начала XX века < p>Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции тысяча девятисот семнадцатого года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же […]...
- Сочинение на тему: РУССКАЯ ПРОЗА КОНЦА XX ВЕКА РУССКАЯ ПРОЗА КОНЦА XX ВЕКА Новый этап развития русской литературы начинается со второй половины 1980-х годов, точнее, с 1986 г. Он тесно связан с политическими и социальными переменами в жизни страны. За небольшой период страна пережила несколько переломных в историческом плане моментов – перестройку и ее крах, распад СССР, изменение социально-политической ориентации, идеологических и нравственных […]...
- Творчество Л. Н. Толстого начала XX века (“Хаджи-Мурат”, “Живой труп”) В последний период жизни основная энергия Толстого была направлена на деятельность публицистического характера. Однако он не переставал заниматься и художественной литературой. Правда, не все произведения были им закончены или опубликованы при жизни. Причиной этого послужило, очевидно, убеждение писателя, что художественное творчество вообще не отвечает насущным задачам времени. В произведениях, над которыми Толстой работал в начале […]...
- Новое писательское поколение Испании конца ХХ века Могучее движение масс не удалось подавить ни с помощью репрессий, ни провозглашением “либерализации” режима. Кризис франкизма приобрел необратимый характер. Вот почему вскоре после смерти Франко (ноябрь 1975 г.) правящие круги Испании были вынуждены вступить на путь постепенной демократизации всего строя жизни в стране. В условиях нарастающего антифашистского движения масс, первые симптомы которого – забастовочное движение […]...
- Природа – храм: символизм конца XIX – начала XX века Если символом эпохи Барокко мог бы стать “мыслящий тростник”, “человек – не что иное, как слабейший в природе тростник”, трепещущий от собственной малости несоизмеримой с грандиозностью мира, но все его величие состоит в том, что он мыслящий тростник: “Все наше достоинство заключено в мысли”. Символом творчества новых романтиков мог бы стать крылатый “Пьяный корабль” Рембо, […]...
- Литература периода конца XIX – начала XX века (1890-1916) Последнее десятилетие XIX века открывает в русской, да и в мировой культуре новый этап. В течение примерно четверти века – с начала 1890-х годов до октября 1917-го – радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. По сравнению с общественным и в некоторой степени литературным застоем 1880-х годов новая […]...
- Русская поэзия конца XIX века и французские лирики Вы знаете, что лучшие русские лирики после Некрасова вернулись к романтическим мотивам двойничества, томления духа, что в их творчестве зазвучали ноты отчаяния, появилось настроение упадка. Te же мотивы легко обнаружить во французской поэзии 1860-1880-х годов. Выдающийся лирик Шарль Бодлер (1821-1867) был бунтарем, он непосредственно участвовал в революционных событиях 1848 года. А в 1857 году он […]...
- Литературная эпоха конца XVIII – начала XIX века Историческая эпоха конца XVIII – начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная война 1812 г. в особенности содействовала пробуждению политического и национального самосознания. Главным ее героем был простой народ – солдаты, ополченцы, партизаны. Однако народ-победитель остался народом-рабом. […]...
- Русская литература конца 19 – начала 20 века Поэзия конца 19 века получила название “поэтического ренессанса” или “серебряного века”. Постепенно термин “серебряный век” стали относить к той части художественной культуры России, которая была связана с символизмом, акмеизмом, “неокрестьянской” и частично футуристической литературой. Литературные направления : 1.Реализм – продолжает развиваться (Л. Толстой, Чехов, Горький и др.) 2.Модернизм – от фр. слова “новейший, современный”.Модернисты верили […]...
- Не традиционность русской литературы конца прошлого века Литературный процесс 1970- 1990-Х годов с самого начала обозначил свою не традиционность, непохожесть на предшествующие этапы развития художественного слова. В литературах Запада, свободных от тоталитарного давления, новые нереалистические тенденции проявились гораздо раньше (пьесы Э. Ионеско, “Улисс” Д. Джойса, романы Ф. Кафки и др.). Появились фундаментальные труды в литературоведении: “Семиотика. Поэтика” Р. Барта, “Заметки на полях […]...
- Согласны ли вы с мнением: “Художественный опыт Толстого органически вошел в военную прозу конца 1950-х – середины 1980-х гг. в виде освоения, продолжения, развития и ведения литературного диалога”? Согласны ли вы с мнением Г. Ф. Хасановой: “Художественный опыт Л. Н. Толстого органически вошел в военную прозу конца 1950-х – середины 1980-х гг. в виде освоения, продолжения, развития и ведения литературного диалога”? Приступая к выполнению задания, вспомните, что влияние Л. Н. Толстого на развитие литературы XX века чрезвычайно велико. Далее покажите, как художественный опыт […]...
- ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА общая характеристика ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА Более восьмидесяти лет назад Александр Блок высказал надежду на внимание и понимание своих будущих читателей. Пятнадцать лет спустя другой поэт, Владимир Маяковский, подводя итоги своей литературной работы, впрямую обратится к “уважаемым товарищам потомкам”. Людям будущего доверяют поэты самое главное: свои книги, а в них – все то, к […]...
- Проблема гуманизма конца XIX – начала XX века Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX – начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека […]...
- Русская поэзия середины-конца 20 века (А. Вознесенский, Е. Евтушенко) Середина-конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением новых блестящих поэтов интерес к стихам многократно возрастает, появляются многочисленные вечера поэзии, которые проводили в залах Лужников, Политехнического музея в Москве, театральных и концертных залах Ленинграда и в других городах страны. Такие вечера всегда собирали многочисленную аудиторию слушателей. […]...
- Деятельность А. Н. Толстого писателя в период ВОВ (цикл “Рассказы Ивана Сударева”. Рассказ “Русский характер”) 22 июня 1941 г. началась Отечественная война, а уже 27 июня в “Правде” появилась первая военная статья Толстого “Что мы защищаем”, в которой писатель выступил на защиту Отечества. Отныне главное место в его творчестве принадлежит публицистике. Этот жанр давал художнику возможность быстрого, оперативного отклика на происходящие события – качество, бесценное в военное время. Деятельность Толстого-публициста […]...
- Рассказы и повести Чехова 90-х годов Рассказы и повести 90-х годов, направлены против жестокой и пошлой жизни. Этот рассказ написан после возвращения Ч. с о. Сахалин. Образ тюрьмы преследует писателя и палата №6 – это тюрьма. “Всюду – палата №6. Это Россия” (Лесков). Повесть начинается с описания флигеля больницы, там расположены душевно – больные. Тягостное впечатление складывается после описания флигеля, а […]...
- Сочинение на тему: “Русская литература конца XIX – начала XX века. Кризис” “Если есть идеи времени, то есть и формы времени”, – писал В. Г. Белинский. Эти слова выражают мысли критика по поводу изменения литературы. Как и в зависимости от чего она меняется? На этот вопрос искали ответ многие критики, писатели и поэты. Для этого они тщательно изучали прошлое, пытались разобраться в настоящем и угадывали будущее. Действительно, […]...
- Сочинение по повести Льва Толстого “Казаки” “Казаки” (1852-1863) являются важным этапом в развитии мировоззрения и таланта Толстого. В основе повести – конфликт между людьми труда, для которых характерны чувства свободы, независимости и собственного достоинства и дворянином Обелинскиным, желающим сблизиться с жизнью казаков, но терпящим закономерную неудачу в этих своих попытках. Обелинский отправляется на Кавказ с наивными надеждами на нравственное возрождение. Он […]...
- Художественное своеобразие повести Толстого “Казаки” В “Казаках” Толстой шел за Пушкиным, но отнюдь не повторял его, а в чем-то даже спорил с Пушкиным. Это был особенный, характерно толстовский путь ученичества: он учился, оставаясь верным не только учителю, по и самому себе,- учился, преодолевая. В “Казаках” “спор” с Пушкиным и преодоление пушкинских художественных решений заключалось прежде всего в демонстративном снижении, “заземлении” […]...
- Русская драматургия конца XX века В драматургии 1970-х годов легко было провести проблемно-тематическую классификацию. Существовали пьесы производственные, политические, на международную тематику и т. д. Производственная пьеса рубежа 1970-80-х годов обозначила многие экономические и социальные проблемы, хотя не касалась основ системы. К середине 1980-х годов характер производственной пьесы изменился. Производственные конфликты приобретают нравственную наполненность, происходит сращение личной жизни человека с его […]...
- Сочинение по повести: “За миллиард лет до конца света” В повести “За миллиард лет до конца света” (1976) миниатюрное, в сущности, вторжение будущего – опять-таки безличного и анонимного – в настоящее приобретает еще более зловещие черты. В этой повести ученый Дима Малянов приближается к решению какой-то научной загадки, как вдруг обнаруживает себя в окружении странных и страшных совпадений. К нему приходит следователь, сначала допрашивающий […]...
- Русские писатели конца XVIII века и предромантическая эпоха Итак, завершился XVIII век. Столетие великих надежд на всесилие человеческого разума и страшных разочарований в нем, робкой веры в чувствительность и разуверений в ней, век революций и контрреволюций. Какой будет новая эпоха? Что принесет с собою? Об этом задумывались лучшие русские писатели последней четверти XVIII века, с творчеством которых вы уже познакомились в предыдущих классах. […]...
- Испытание любовью (по произведениям русских писателей конца 19 – начала 20 века) Тема любви – вечная тема не только в литературе, но и в искусстве вообще. Каждый художник привносит в нее что-то свое: свое понимание этого чувства, отношение к нему. Писатели Серебряного века по-своему трактовали любовные отношения. Можно сказать, что у них выработалась своя философия любви. Бунин и Куприн – одни из самых выдающихся писателей того времени, […]...
- Сочинение по 6 главе из повести л. Н. Толстого детство “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого”. Такой отзыв вы услышите от каждого, кто только следит за литературою. Критика повторяла эту характеристику, внушенную общим голосом, и, повторяя ее, была совершенно верна правде дела. Но неужели ограничиться этим суждением, которое, правда, заметило в […]...
- Стилистика повести Л. Н. Толстого “Казаки Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью. Действительно хорош этот край дикой, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода. Л. Толстой Поиски верного тона повествования были в процессе работы Л. Н. Толстого над “Казаками” особенно напряженными. С самого начала повесть создавалась в полемике с романтическими […]...
- АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО “ДЕТСТВО” АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО “ДЕТСТВО” 1 вариант Начало серьезной литературной деятельности Льва Николаевича Толстого ознаменовало написание повести “Детство”. Это его первое произведение стало признанным шедевром русской литературы. Основой замысла Толстого послужил глубоко личный, автобиографический материал: в повести нашло отражение все пережитое писателем в детском возрасте. Первого своего героя Николеньку Иртеньева автор наделяет беспокойной совестью […]...
- Образ Николеньки в повести Толстого “Детство” Светлыми, поэтическими красками рисует Толстой детство Николеньки. Его душа открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы они еще ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Вступая в отроческие годы, Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости найти способ исправить людские пороки и, прежде всего, […]...
- Сочинение на тему: РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА XX ВЕКА РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА XX ВЕКА. В драматургии 1970-х годов легко было провести проблемно-тематическую классификацию. Существовали пьесы производственные, политические, на международную тематику и т. д. Производственная пьеса рубежа 1970-80-х годов обозначила многие экономические и социальные проблемы, хотя не касалась основ системы. К середине 1980-х годов характер производственной пьесы изменился. Производственные конфликты приобретают нравственную наполненность, происходит сращение […]...
- Сочинение на тему: ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО “ДЕТСТВО” О матери Николенька Иртеньев вспоминает с нежностью, любовью и благодарностью, как о чем-то самом светлом в своей жизни. С детства врезались в память мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветливого, нежный, ласковый взгляд, “чудесные, нежные” руки матери. Николенька угадывал присутствие матери даже во сне: “по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь […]...
- Сочинение обзор: Рассказы Горького в начале ХХ века В творчестве Горького 90-х годов сливаются в единый поток два воспринятые от классиков начала: революционный романтизм и самый трезвый, беспощадный реализм. Однако делить его ранние произведения на романтические и реалистические можно лишь условно, ибо реализм проникает во все его романтические произведения, так же как революционная романтика пронизывает почти все его произведения реалистические. В исследованиях о […]...
- Сюжет, герои, проблематика рассказа или повести Л. Н. Толстого (“Попикупика”. “Казаки”) использовать два произведения Толстого. Рассказ “Поликушка” рисует события крепостного времени. В нем показана трагическая судьба крестьянина, погибшего из-за каприза взбалмошной, глупой барыни, хотевшей казаться “доброй”. Хитрый, изворотливый приказчик решил отдать бедного Поликея в солдаты, спасая от рекрутчины сына богатого мужика Дутлова. А у Поликея пятеро детей – один другого меньше. Барыня “пожалела” его, не согласилась […]...