Драматургия Просвещения. Деятельность Вольтера и Бомарше

Литература XVIII века, вдохновленная идеями Просвещения, представляет собой замечательное явление. Писатели Просвещения обогатили классическую эстетику идеалом “естественного человека”, который руководствуется влечением сердца и нормами природы, а не предрассудками, господствующими в обществе. Однако доктрина здравого смысла оказалась несовместимой с социальными установлениями эпохи.

Оптимистическое звучание литературы “века разума” постепенно сменялось мизантропическими настроениями, понуждающими к резкому обличению общества, в котором разум бессилен перед эгоизмом и своекорыстием.

Принципами французской просветительской литературы, были, определенные Вольтером. “Разум и наука”. В трагедиях, поэмах и философских повестях Вольтера, в персидских письмах Монтескье художественно пропагандировались идеи низвержения абсолютизма и церкви, разумного переустройства общества. Сентиментализм Pvссо связан с обращением человека к его внутреннему миру, к его сердцу и душе.

Бомарше и его камелии – высшее Достижение драматургии Просвещения, это “революция уже в действии”.

Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии – послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии – написал 28; среди них главнейшие: “Эдип” (1718), “Брут” (1730), “Заира” (1732), “Цезарь” (1735), “Альзира” (1736), “Магомет” (1741), “Меропа” (1743), “Семирамида” (1748), “Спасенный Рим” (1752), “Китайская сирота” (1755), “Танкред” (1760).

Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В ее прежнюю рационалистическую холодность врывались все в большем изобилии нотки чувствительности (“Заира”), ее прежняя скульптурная четкость сменялась романтической живописностью (“Танкред”). В репертуар античных фигур вторгались все решительнее экзотические персонажи – средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное.

Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы – как формы “гибридной”, Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать прием смешения трагического и комического (в предисловии к “Расточителю” и “Сократу”), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь “высокой комедии” и отвергая как “нехудожественный жанр” “слезливую драму”, где только “слезы”. Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы “для всех сословий и всех званий” (предисловие к “Шотландке”, с ссылками на английские примеры) и формулируя (в “Рассуждении о гебрах”) по существу программу демократического театра; “чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюбленные принцы и мучимые страстью принцессы.

Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей”. К типу таких буржуазных пьес можно отнести “Право сеньора”, “Нанина”, “Расточитель” и др.

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) – знаменитый французский драматург и публицист.

Бомарше пользовался у современников репутацией авантюриста и возмутителя спокойствия. “Если его повесят, то веревка наверняка оборвется”, – шутили о нем при жизни. Все, что он ни затевал, становилось притчей во языцех, приобретало скандальную известность. Но Бомарше поистине взорвал общественное сознание Франции, выведя на подмостки нового героя времени – Фигаро, чья находчивость, остроумие и плебейская гордость позволили ему одержать моральную победу над аристократом-хозяином. Комедия “Безумный день, или Женитьба Фигаро” сделалась настоящим оружием надвигавшейся революции.

Автор “Безумного дня” – единственный драматург XVIII века, кому удалось достичь синтеза просветительского свободомыслия и озорной театральной комедийности. Он гениально воплотил в комедии о свадьбе Фигаро лучшие черты национального духа французов, небывало выросшее в преддверии революции общественное самосознание французского народа. Многие реплики из обеих комедий Бомарше сразу же превратились в пословицы и поговорки.

Такие как “Если начальник не делает нам зла, то это уже немалое благо”, “Чтобы рассуждать о предмете, вовсе не обязательно быть его обладателем”, “Если принять в рассуждение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ, способных быть слугами?”, “Раболепная посредственность – вот кто всего добивается”. Моцарт и Россини написали оперы на сюжеты этих комедий, упрочив тем самым их право на бессмертие. Комедии Бомарше были высшим этапом в развитии французского театра XVIII ст.

Они повлияли на дальнейшее развитие мировой драматургии.

Из произведений Б. лит-ое значение имеют мемуары, “Севильский цирюльник” и “Женитьба Фигаро”. Мемуары написаны с замечательным мастерством. Вольтер был от них в восторге. Б. сумел придать своему делу политическое значение.

Одна мысль обратиться к публике была тогда чрезвычайно смелой; в мемуарах он раскрывает все язвы тогдашнего судопроизводства, показывает публике все стадии судопроизводства и вводит так. обр. принцип публичности в судебное дело. С лит-ой стороны мемуары Б. отличаются своими портретными характеристиками, которые читаются с захватывающим интересом.

В “Севильском цирюльнике” выводится в первый раз Фигаро, представляющий оригинальное создание Б. В нем много черт самого Б. Насмешливый, настойчивый, ловкий, неистощимый в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющийся и не унывающий, – он умеет находить выход из всякого положения. Он – центральная фигура. Так. обр. уже в этой комедии главное лицо – простой слуга, олицетворяющий собою третье сословие. Но полного расцвета комический талант Б. достигает в “Женитьбе Фигаро”.

В самом ее сюжете заключается насмешка над аристократией; простой слуга осмеливается оспаривать свою невесту у могущественного феодального владетеля; благодаря своей находчивости, ловкости и остроумию Фигаро выходит победителем. В пьесе подвергаются самым язвительным насмешкам целый ряд учреждений, совершающих злоупотребления; в ней осуждаются привилегии рождения, бесчестность фаворитов, продажи судебных должностей, бесстыдство адвокатов, жадность придворных, претензии дипломатов.

Комедия эта написана Бомарше в чрезвычайно смелом стиле памфлета, но вместе с тем “Женитьба Фигаро” представляет собою завершение развития французской мещанской драмы. Для ее создания Б. воспользовался не только своим жизненным и лит-ым опытом. Теории Дидро, смех Рабле, социальная сатира Мольера, широкая картина нравов Лесажа, итальянская интрига, испанская причудливость – все эти моменты мы находим в “Женитьбе Фигаро”. Она представляет собою синтез всех этих элементов и является кульминационным пунктом в развитии французского драматического искусства XVIII в. Успех ее был колоссальный; день первого представления “Женитьбы Фигаро” – 27 апреля 1784 – остался памятной датой в истории французской комедии.

Она выдержала 68 представлений подряд. Комедия явилась как нельзя более своевременно, в годы, когда надвигалась революция. Публика была в восторге; никогда еще со сцены не раздавались такие дерзкие речи, направленные против существующих установлений.

Наполеон говорил, что пьеса была “революцией в действии”. Знаменитый монолог Фигаро, где он противопоставляет себя графу, “давшему себе труд” только родиться, выражал настроения поднимающейся буржуазии. “Женитьба Фигаро” оказала громадное влияние и на последующее развитие французского театра и приобрела популярность во всей Европе. Моцарт написал оперу на ее сюжет, Россини – на сюжет “Севильского цирюльника”. Что касается “Виновной матери”, то она представляет собою третью часть трилогии: в ней также представлен Фигаро, постаревший и ставший добродетельным.

Он изобличает порок и помогает торжеству справедливости. Но особого художественного значения эта комедия не имеет.



Драматургия Просвещения. Деятельность Вольтера и Бомарше