Анализ стихотворения Цветаевой “Бабушке” (1914)

В стихах Цветаевой часто встречаются смерть и жизнь, и во­прос о том, как судьбы тех, давно уже ушедших людей отража­ются в судьбах нас, живущих сейчас.

Девушка рассматривает портрет своей бабушки, умершей со­всем молодой – много лет назад. Овальная рама. Изображенная на портрете женщина одета по моде того времени: в черное пла­тье с раструбами (расширениями в виде воронки).

Обращение “Юная бабушка!” звучит как оксюморон, но это так: люди, ушедшие из жизни молодыми, навсегда остаются та­кими в памяти потомков. Но по родственным

связям молодая женщина является бабушкой поэтессы. Лирическая героиня пы­тается проникнуть во внутренний мир женщины на портрете: “Юная бабушка! Кто целовал \ Ваши надменные губы?”

Взгляд поэтессы словно скользит по изображению, с лица и губ переходит на руки, на локоны – все это вызывает ассоциа­ции, впечатление отражается в эпитетах и сравнениях. Назывные предложения звучат печально и словно бы отдаленно:

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Четырехстопный

дактиль, которым написано стихотворение, в этих строфах вызывает ощущение старинного вальса, аллитера­ция – плавное скольжение пары:

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

И вновь – от разглядывания – к попытке понять пережива­ния, страдания и радости этой женщины, черты характера кото­рой, возможно, перешли и к самой Цветаевой: “Юная бабушка, кто вы?” Жизнь – это возможность создать: себя, свою судьбу, участвовать в судьбах других людей; возможность творить, ро­жать детей, радоваться и печалиться. Почему прерывается жизнь человека, когда он еще только на пороге?

Когда мы читаем: “День был невинен, и ветер был свеж” – невольно хочется задать вопрос самому себе: какой день был не­винен, какой ветер был свеж: тот, в который лирическая героиня рассматривает портрет, или тот, в который художник рисовал этот портрет? В момент создания стихотворения или десятки лет до этого? Непривычно звучит по отношению к дню прилагатель­ное “невинен” (чист, непорочен), странно выглядит определение “темные” по отношению к слову “звезды”. Время и пространство словно смещаются, вызывая некие космические изменения, кото­рые приводят героиню к внезапному прозрению:

– Бабушка! — Этот жестокий мятеж В сердце моем – не от вас ли?..

Стихотворение “Мне нравится, что вы больны не мной”

Стихотворение “Мне нравится, что вы больны не мной” зву­чит в фильме “Ирония судьбы, или С легким паром!”, где его ис­полняет главная героиня.

Лирическая героиня мысленно обращает свой монолог к че­ловеку, к которому она ощущает глубокую симпатию. Но сначала читателю кажется, что она радуется тому, что не любит его, и то­му, что он ее не любит. Поэтесса описывает особенности пробу­ждения любви, объяснений, венчания – внешне радуясь тому, что этот путь герой пройдет не с ней.

И лишь в последних стро­ках невольное, казалось бы, “увы!” открывает истинные чувства лирической героини.

Стихотворение говорит нам о том. как часто человек не по­нимает свои истинные чувства, поддаваясь гипнозу доводов рас­судка. Но подлинное, глубинное чувство всегда в конечном итоге вырвется наружу.

Глоссарий:

– в чем смысл стихотворений бабушке мне нравится что вы больны не мной

– в чем смысл стихотворений бабушке мне нравится

– в чем смысл стихотворений бабушке

– в чем смысл стихотворения бабушке мне нравится что вы больны не мной

– цветаева анализ стиха бабушке


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Цветаевой “Бабушке” (1914)