“Моим стихам, написанным так рано…” анализ стихотворения Цветаевой
Стихотворение “Моим стихам, написанным так рано…” было создано известной русской поэтессой и переводчицей Мариной Цветаевой 13 мая 1913 года. В это время ее произведения только начинали обретать популярность в небольших кругах, и стихотворение стало символом начала творческого расцвета поэтессы. Молодой Цветаевой на тот момент было чуть больше 20 лет, но несмотря на юный возраст, девушка писала глубокомысленные стихи “о юности и смерти”.
Данное произведение Марины Цветаевой известно как “стихотворение-предсказание”,
Цветаева, будучи свободолюбивой личностью, не пыталась следовать никаким литературным тенденциям и течениям, и традиционно ее произведения не относят ни к одному из существующих литературных направлений. Однако иногда считается, что стиль ранней Цветаевой (анализируемое стихотворение как раз относится к началу творческой деятельности поэтессы) во многом перекликается с духом Символизма.
Необычным для лирического произведения является тот факт, что стихотворение построено на акцентах слогов, а не отдельных
Такой тип составления рифм считается одним из самых гибких в ритмическом плане. При создании стихотворения поэтесса чередовала стили: нечетные строки написаны женской рифмой, а четные – мужской.
“Моим стихам, написанным так рано…” – это произведение, принадлежащее особенному жанру лирического стихотворения – Элегии. Творческие работы этого стиля отличает легкая грусть, которой проникнуты авторские фразы, задумчивость и меланхоличность. Также произведение Марины Цветаевой относят к так называемому жанру “стихотворения-предсказания” из-за пророчества для собственных стихов, которое поэтесса заключает в строки произведения.
В стихотворении автором рассматривается несколько тем, основная из которых – это Тема поэта и поэзии. При создании произведения Цветаева поднимает такую духовную проблему, как чувство собственной значимости творческого человека, его поиск общественного признания и личностное развитие. В небольшом произведении, состоящим из трех четверостиший, поэтесса раскрывает свое чувство обладания особенным литературным даром, а также волнение, связанное с судьбой собственных стихотворений.
Цветаева предчувствует их безызвестность, их ненужность (“где их не брал никто и не берет!”). И одновременно предсказывает, как будто назло написанным словам, что однажды им все же “настанет свой черед”. Между строк стихотворения читаются и другие чувства автора: боль переживания собственной безызвестности и в то же время – ощущение обладания поэтическим талантом; предвкушение признания, которое придет рано или поздно.
Удивителен объем сюжета и количество переживаний, которые Цветаевой удалось поместить в одно предложение.
Переживания лирического героя не являются центральным местом в произведении, они скорее скрыты в так называемом “предсказании”. Анализируя интонации стихотворения, его посылы, можно утверждать, что лирическая героиня Цветаевой преисполнена мужеством и воодушевлением. Она не рассматривает возможность бросить поэзию и попытать славы в другой сфере деятельности, для нее стихи – это смысл жизни и высшее предназначение.
Образ лирического героя, его преданность любимому делу внушает читателю уважение и вдохновляет на борьбу с судьбой.
Стихотворение “Моим стихам, написанным так рано…” отличает многообразие троп, которые и создают запоминающийся портрет лирического героя. Преобладают такие средства художественной выразительности, как Сравнения (“сорвавшимся, как брызги из фонтана”, “ворвавшимся, как маленькие черти”), а также Эпитеты (“маленькие черти”, “драгоценным винам”). Встречающиеся риторические Восклицания (“нечитанным стихам”, “где их никто не брал и не берет!”), лексические Повторы и Олицетворения (“ворвавшимся стихам”, “сорвавшимся стихам”) создают яркую художественность и разнообразие мотивов.
В небольшом по объему произведении Марина Цветаева сумела раскрыть множество проблем, с которыми встречаются творческие люди. Удивительным образом в стихотворении, состоящем из двенадцати строчек, философские темы совмещаются с утонченной лирической красотой. Можно считать, что пророчество, произнесенное Цветаевой в данном произведении, действительно воплотилось в жизнь: ее стихам “настал черед”.