Анализ Стихотворения Цветаевой “Родина” (1932)

Это такое произведение, в которое надо вчитаться. Особен­ности поэзии Цветаевой: романтизм, экзальтированность стиля, повышенная роль метафоры, “вздетая” к небу интонация, лири­ческая ассоциативность. Поэзия “уплотнена, взрывчата и дина­мична, музыкальна и вихреобразна”.

“Как правило, музыка стиха Цветаевой резка, динамична, порывиста. Строку Цветаева, повинуясь интонации и музы­кальным синкопам, безжалостно рвет на отдельные слова и даже слоги, но и слоги своевольно переносит из одного стихо­вого строчного ряда в другой,

даже не переносит, а словно от­брасывает, подобно музыканту, изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся с этой стихией. Ее музыкальность, родственная пастернаковской, совершенно не похожа ни на символическую звукопись, ни на обволакивающие и заворажи­вающие ритмические гармонии <...>.

Музыке Цветаевой вполне “соответствовал” Скрябин, не мог быть чужд Стравин­ский, а позднее – Шостакович, не случайно написавший не­сколько произведений на ее стихи”.

“О неподатливый язык!”: речь, слово не всегда может точно выразить те чувства, которые испытывает человек. Мы помним Ф. И. Тютчева:

“Мысль изреченная есть ложь”.

“Чего бы попросту – мужик, \ Пойми, певал и до меня…”: “чего бы попросту” – разговорное выражение; “пойми” – об­ращение к самой себе, перед нами – часть внутреннего диалога; “певал” – глагол, обозначающий многократные действия (пел много раз); “мужик” здесь не обозначает конкретного человека, имеет обобщающее значение.

“…- Россия, родина моя!”: в памяти возникает строка из стихотворения Николая Рубцова “Привет, Россия – родина моя!”. Может быть, Рубцов хорошо знал стихи Цветаевой, прак­тически запрещенные в годы его молодости; то ли это было дос­таточно широко известное в таком виде словосочетание (?).

“Но и с калужского холма \ Мне открывалася она…”; “ка­лужский холм” – родная, любимая Цветаевой Таруса находится на калужской земле, в нынешней Калужской области, на реке Оке. Она выделено курсивом как нечто древнее, сакральное – и в то же время глубоко личное, интимное.

“…Даль – тридевятая земля!”: “даль” – потому что с хол­ма далеко видно, но в этом слове и другой смысл – это земля на­ходится очень далеко от того места, где сейчас пребывает автор. “Тридевятая земля” вызывает в создании сказочное “тридевятое царство, тридесятое государство”, нечто мифическое, о котором не знаешь наверняка, есть оно или нет, но тем не менее все ска­зочные герои держат путь именно туда, там находятся все чудеса, спрятаны все тайны. Родина – земля, которая для героини ре­альна и далека одновременно.

“Чужбина, родина моя!”: своей страной мы привычно зовем ту страну, где живем. Если долго приходится жить на чужбине, к ней привыкаешь. И уже родина начинает казаться чужой, незна­комой, особенно если на этой. родине произошли большие изме­нения.

“Даль, прирожденная, как боль…”; боль, точнее, сама воз­можность боли присутствует в человеке изначально, or рожде­ния; для русского человека видеть, чувствовать даль, простор, ширь полей – настолько же неотъемлемое ощущение, как и вечная и неотвратимая возможность человека испытывать боль.

“…Настолько родина и столь \ Рок, что повсюду, через всю \ Даль – всю ее с собой несу!”: пример того, как в синкопическом, скачущем, прерывистом ритме дыхания рвется цветаевская стро­ка, которая не вмещает в себя, изначально не может вместить всю полноту чувства. Ощущение кровного родства с породившей ее землей неразрывно связано с ощущением рока, судьбы, трагедии, не зависящей от воли человека. Но через все другие дали (стра­ны) образ родной земли лирическая героиня стихотворения несет в своей душе.

“Даль, отдалившая мне близь…”: “близь” – то, что близко в данный момент, то, что окружает человека сегодня, сейчас. Цве­таева за границей, но все думы ее о далекой Родине; получается, что мысли о России заслоняют перед ней повседневную реаль­ность.

“…Даль, говорящая: “Вернись \ Домой\” Со всех – до горних звезд – \ Меня снимающая мест!”: родная земля, словно живая, обращается к героине, призывает ее вернуться, потому что ис­тинный дом и подлинная связь только с той землей, на которой ты родился и вырос. Этот призыва не дает покоя, заставляет от­кликнуться даже тогда, когда мысль героини обращается в выс­шие, казалось бы, не зависимые от конкретного участка земли сферы: вплоть “до горних звезд”.

“Недаром, голубей воды, \ Я далью обдавала лбы”: голубой цвет для поэтессы – цвет чистоты родника: “Ключевой, ледяной, голубой глоток” (“Имя твое – птица в руке…”). Лоб у нас обыч­но вызывает ассоциации с мыслью. Строки можно понимать так: лирическая героиня силой своего слова пробуждала чистое чув­ство Родины даже у тех людей, которые сознательно старались убедить себя в необходимости не думать о ней, не допустить да­же мысли о родной земле.

“Ты!”: глубочайшее переживание кровного родства позволя­ет обратиться к родной земле просто: “Ты!”

“Сей руки своей лишусь, – \ Хоть двух! Губами подпишусь \ На плахе…”: готовность пожертвовать всем ради Отечества, ради счастья быть на родной земле.

“…Распрь моих земля – \ Гордыня, родина моя!”: “рас­при” – ссоры, раздоры, здесь скорее всего внутренние проти­воречия, которые испытывает лирическая героиня. Взглянем на биографию Цветаевой: причин для таких распрь – и се­мейных, и душевных – было достаточно. Впечатление о Рос­сии связывается с гордыней – проявлением непомерной гор­дости. Гордыня- один из тяжких грехов в христианстве.

Советская Россия закрыта от всех других стран, вести из нее почти не доходят – это могло восприниматься как проявление гордыни. Но и с этой гордыней, которая усиливает ощущение чужбины, Родина – то место, куда всей душой стремиться ли­рическая героиня стихотворения.

Мы видим, как классический, стройный, выверенный четы­рехстопный ямб превращается в страстную, прерывистую, на­полненную неровным дыханьем человеческую речь, которая хо­чет все вместить в себя – и словно не успевает: многое нужно чувствовать – так высоко напряжение, так велика сила эмоций.

Глоссарий:

– анализ стихотворения цветаевой родина

– цветаева родина анализ

– анализ стихотворения Родина Цветаевой

– анализ стихотворения родина цветаева

– родина цветаева анализ


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ Стихотворения Цветаевой “Родина” (1932)