“Встреча” анализ стихотворения Цветаевой



Почему людям по-разному отмерен жизненный срок? Почему кто-то коптит небо целый век, а кто-то, словно вспышка на небосклоне, проживает короткую, но яркую жизнь? Именно эта мысль приходит в голову при воспоминании о Марии Башкирцевой, 23-летней художнице XIX века, чья судьба вызывает недоумение.

Как могло случиться, что красавица, с детства купавшаяся в роскоши, проводившая детские годы на Лазурном берегу: в Ментоне, Париже, Ницце – ушла из жизни, не дожив до 24 лет? Маша умерла в столь юном возрасте от чахотки, которая была настоящим бичом в конце

XIX столетия. С детства проводя много времени среди врачей, девушка, чувствуя свою обреченность, отказалась от обыденной жизни, посвятив себя искусству.

Она вела дневник, рисовала изумительные картины, обладала тончайшим музыкальным слухом. Оставила в наследство более 150 картин и многотомный дневник, которым зачитывались ее современники и поклонники, среди которых был и молодой Французский писатель Ги де Мопассан.

Что же привлекло к ее судьбе Русскую поэтессу Марину Цветаеву? Мари Башкирцева умерла за 8 лет до рождения Марины. Но именно ей посвящает 17-летняя Цветаева в своем первом поэтическом сборнике

“Вечерний альбом” стихотворение “Встреча”, анализ которого и будет здесь представлен.

Атмосфера вечера, давшая название сборнику, ощущается уже в первой строке: “Вечерний дым над городом возник”. Начинающая поэтесса не могла не испытывать влияние своих старших “коллег по цеху”. Ведь Блоковская “Незнакомка” поразила сердца и умы многих любителей поэзии начала ХХ века.

Наверняка, Цветаева не была исключением, ведь в дальнейшем она даже написала свое посвящение Александру Блоку.

Образы, возникающие в стихотворении “Встреча”, словно бы рождаются из тумана, как это происходит в “Незнакомке”. Появляющийся из ниоткуда “полудетский лик”, причем “прозрачней анемоны” – цветка, по-другому называющегося ветреницей. Все призрачно, неопределенно, туманно, как у Блока. Даже вагоны, как в его “Железной дороге”, “куда-то вдаль покорно шли”.

Но на этом сходство заканчивается.

Данное стихотворение, несмотря на заявленный жанр посвящения, по форме является сонетом. “Встреча”, как и все русские сонеты, написана пятистопным ямбом. При этом композиция сонета предполагает сюжетно-эмоциональный перелом, который приходится обычно на вторую часть стиха. У Цветаевой этот перелом происходит уже в середине второго четверостишия. После упоминания увиденного “полудетского лика” поэтесса переходит к его описанию, причем его детали обрывочны, что характерно для стиля Цветаевой: “на веках тень”, кудри, лежавшие “подобием короны”.

И совсем неожиданно описание состояния самой лирической героини: “Я сдержала крик”.

Героиня словно прозревает в “этот краткий миг”: она узнает девушку “у темного окна”. Та – “виденье рая в сутолке вокзальной”. Как характерны здесь любимые поэтессой тире, с помощью которых она с особой экспрессией выделяет это приложение.

Ей приходится даже исказить слово “сутолока”, обозначающее толчею, давку, чтобы не нарушить размер и форму сонета, ведь никакое другое слово не подходит.

Оказывается, героиня встречалась с этой девушкой не раз в “долинах сна”. Значит, на самом деле это всего лишь видение, сон, призрак, фантом. Но та внутренняя связь, которая возникла между девушкой и лирической героиней, не обрывается.

И теперь героиню терзают вопросы: “Но почему она была печальной? Чего искал прозрачный силуэт?” Она даже мучается предположением: “Быть может ей – и в небе счастья нет?..”

Возвращаясь к жанру посвящения, можно предположить, что жизнь Марии Башкирцевой действительно потрясла 17-летнюю Марину Цветаеву. Возможно, она почувствовала какую-то связь с ее судьбой, ведь известен факт, что юная Аня Горенко (будущая Анна Ахматова!), находясь в Царском Селе, просто физически ощущала присутствие Пушкина, который обучался здесь на сто лет раньше.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Встреча” анализ стихотворения Цветаевой