Анализ стихотворения Цветаевой Родина

Марина Цветаева, является знаменитым русским поэт, каждое произведение которой всегда по своему необычно и наполнено огромной силой переживания, сострадания, искренности и так далее. Хочется отметить, что Марина стала одной из немногих женщин, которым удалось стать известной, благодаря стилю написания своих стихотворений.

Производя на свет свои стихотворения Марина Цветаева никогда не забывала о своей родине, о том месте где она выросла и повзрослела. Ее малой родиной стал Тарус, именно там она провела свои детские и отроческие годы, именно там повзрослела, и обрела свой взгляд на мир.

Так сложилась ее жизнь, что ей пришлось уехать вслед за мужем за границу. Именно произведения, написанные на чужбине наполнены особой любовью и трепетом к родине, тоской и печалью, которую испытывала автор.

Одним из таких произведений стало стихотворение “Родина”, которое как нельзя лучше отражает ее любовь к своей малой родине. Анализируя стихотворение каждый сможет увидеть и почувствовать, что значит для Цветаевой родина.

Стихотворение “Родина” написано после октябрьской революции, в то время, когда данный поэт и ее муж находились в эмиграции. Стоит отметить, что эта эмиграции стала для автора вынужденной, и в ней она очень сильно тосковала по своей Родине.

Данное произведение как нельзя лучше показывает чувства поэта, все это можно легко отметить в литературных приемах, которыми наполнено стихотворение. Так же интересным будет заметить, что все стихотворение построено на так называемой антитезе, противопоставление ее родины чужой, холодной стране.

Анализ стихотворения Родина Цветаевой

Осмысление своих отношений с родной страной – важный момент в творческой биографии каждого литератора. Поэты пытались определить свое место на родине, место родины в мире и в своей душе еще со времен романтиков, которые обращались к истории своего государства и на ее фоне рефлексировали о настоящем положении дел.

Поэты двадцатого века, пережившие революцию, наблюдавшие крах национального сознание и построение “с нуля” новой идеологии, особенно остро ставили вопрос отношений “я – родина” и “родина – мир”, стараясь при этом не только осмыслить такие отношения, но и дать им какую-то эмоциональную оценку – “хорошо” или “плохо”. Марина Цветаева нередко в своем творчестве обращается к этой теме.

Стихотворение “Родина” – яркий пример того, как эмоциональная поэтическая оценка не может расположиться на шкале между “плюсом” и “минусом”, и требует иных категорий мышления. Очень близко по настроению это стихотворение к подобным произведениям Блока, с творчеством которого, как и с ним самим лично, поэтесса была знакома. Уже в первой строфе утверждается сложность задачи, которую берет на себя автор – говорить о родине.

Язык при этом называется “неподатливым”; и оспаривается мнение о том, что говорить о родной стране – это легко. Последний стих первой строфы повторится дважды – “чужбина” во второй строфе станет частью оксюморона “родина – чужбина”, на котором и построена центральная часть стиха; в финале родина называется “гордыней”. Важна лексическая коннотация этого слова – гордыня у читателя призвана вызывать ассоциации с одним из смертных грехов; такая сакральность нагнетает пафос стихотворения.

Обращение “ты” в начале последней строфы в таком контексте может вызывать ассоциации с обращениями к библейскому Богу; и тогда лирическая героиня представляется чуть ли не мученицей, которая отдает на плахе жизнь за веру в Землю Обетованную. Четкого сюжета стихотворение не имеет, пространственно-временные отношения тоже нарушены.

По мере развития авторской мысли пространство все больше расширяется – “калужский холм”, “даль”, “до горних звезд”, а потом резко сужается до кинематографического крупного плана, в который умещаются только губы и плаха. Героиня, в начале утвердившая, что говорить о родине невозможно, начинает говорить о “дали” (ср. “Большое видится на расстоянии” – Есенин; заявления Гоголя о том, что из Рима ему “лучше видно Россию”). О родине как о чужбине ей говорить легче, и легче прийти к осознанию неразрывной связи себя и родины.

Эта мысль полна высокого пафоса. Полностью выразить его Цветаевой помогает выбор интонационного типа стиха. “Родина” – говорной стих ораторского типа с большим количеством восклицаний и характерной для этого типа высокой лексикой (“горних” – очевидно отсылает к одической традиции; “распрь”, “сей”), сложностью синтаксических конструкций. Так авторская мысль находит свое выражение в метрическом, синтаксическом, лексическом и интонационном характере стихотворения.

9 класс

Анализ стихотворения Родина по плану



Анализ стихотворения Цветаевой Родина