Анализ стихотворения Цветаевой «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…»

В 1915 году Цветаева создала текст, придерживаясь традиций «жанра» поэтической родословной, — «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…». Кто скрывается за многогранным образом наездника, вора, ласкового любовника, плохого товарища, труса, человека, продавшего черту душу за грош? Главное — скрипача, не владеющего музыкальным инструментом? Есть версия, что Марина Ивановна имела в виду цыгана.

Верность этого предположения подтверждается контекстом творчества поэтессы. По мнению литературного критика Глеба Струве, Цветаева

у Пушкина больше любила романтических «Цыган», нежели «Медного всадника» и «Евгения Онегина». Недаром один из циклов Марины Ивановны назван «Мариула», что отсылает читателей к знаменитой поэме Александра Сергеевича.

Цыганская тематика в цветаевской лирике восходит не только к Пушкину, но и к Блоку. Разрабатывая ее, поэтесса утверждает нерасторжимость добра и зла как признак разнообразия жизни. Цыгане в стихотворениях Марины Ивановны — воплощение всесторонней отдачи любви, природе, творчеству.

Цветаева провозглашает сходство поэтов с представителями вольного народа. И первые,

и вторые не вписываются в рамки обыденной жизни, размеренной и подчиняющейся скучным правилам. Кроме того, они наделены даром заклятий и пророчеств.

Если принять во внимание вышеназванные тезисы, то становится понятно, почему среди своих предков Марина Ивановна желает видеть скрипача — человека свободного, подверженного страстям, склонного к бродяжничеству, влюбленного едва ли не во всех молодых женщин сразу.

Стихотворение «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…» состоит из семи четверостиший. Каждая строфа конкретизирует центральный образ произведения, дает ему дополнительные характеристики. Важную роль играет ирония. Сначала Цветаева утверждает, что предок ее был скрипачом.

В финале поэтесса приходит к неожиданному выводу — курчавый, горбоносый и желтоглазый герой произведения, гибкостью похожий на кошку, на самом распространенном струнном смычковом инструменте играть не умел.

Песенность, свойственная лирике Цветаевой, проявилась и в стихотворении «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…». Недаром произведение это было не раз положено на музыку. В частности, существует композиция известного российского барда Екатерины Болдыревой.

Также интерес представляет рэп-версия, сделанная молодой артисткой, выступающей под псевдонимом Настя NOisy.


Анализ стихотворения Цветаевой «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…»