Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера



Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера отразили в себе всю сложность эпохи исторического перелома.

Вернувшись в 1945 году из эмиграции в Берлин, Бехер сразу же стал одним из активнейших работников КПГ в области культурного строительства. В своих речах и статьях он выступал за духовное перевоспитание интеллигенции и внес большой вклад в духовное обновление немецкой культуры.

Особые заслуги принадлежат Бехеру в создании “Культурбунда”, издательства “Ауфбау-ферлаг”, а также журналов “Зоннтаг”,

“Ауфбау” и “Зинн унд форм”.

Сборник стихов Бехера “Возвращение на родину” (1946) полон радости возвращения в родимый край, надежд на перемены и новое начало. В сборнике же “Народ, блуждающий во мраке” (1948) отразились чувства разочарования и усталости. В нем нашли сильное выражение страдания и тяготы трудных послевоенных лет.

Заимствуя некоторые мотивы и выразительные средства у поэзии XVII века, Бехер стремился помочь людям преодолеть чувство отчаяния. Религиозный мотив “воскресения” обретает в его стихах новый, земной смысл, выражая необходимость общественного переустройства.

Он соединил в стихах мрак

Войны, тяжких послевоенных лет со светлой надеждой народа на новую жизнь.

Сумрачно уныние Родины моей – Светит небо синее Радостно над ней.

Б. Брехт дал очень точную интерпретацию этих строк: “Поэт сам пережил “сумерки” над своей страной, это были “сумерки” фашизма, античеловечности, но это были и предутренние “сумерки”, когда после разгрома фашизма началось утро социализма. Поэтому родина для него и “уныла”, и “радостна”. И всегда в памяти его оставалось “синее небо”, которое он воспевает в третьей строке, то есть красота его страны, которая остается неприкосновенной, даже когда власть захватывают волки” 48.

Под впечатлением происходивших в стране социалистических преобразований Бехер написал книгу “Новые немецкие народные песни” (1950). На ее создание поэта вдохновил расцвет песенного жанра, наблюдавшийся в эти годы.

Соединяя формы народной песни и боевых песен рабочего движения, Бехер написал ряд песен, которые были очень популярны среди демократической молодежи (“Песня о голубых флагах” и др.). Чрезвычайно плодотворным оказалось сотрудничество Бехера с композитором Гансом Эйслером (1898-1962), в содружестве с которым он осенью 1949 года написал “Национальный гимн Германской Демократической Республики”. Этот первый гимн немецкого государства рабочих и крестьян воспевал борьбу за мир и был проникнут антиимпериалистическим пафосом, ибо империалистическая политика раскола и ремилитаризации Германии вызывала у поэта гневный протест.

Многие из стихов Бехера (“Немецкие сонеты”, 1952), многие его речи и статьи посвящены этой теме.

Поэтическое изображение новой жизни в Германии было для Бехера непростой задачей. Наряду с замечательными стихотворениями – “Знайте!”, “Человеку с золотым шлемом” – поэт писал и неудачные стихи. Порою Бехера охватывала глубокая творческая неудовлетворенность. На несколько лет он умолк как поэт.

В этот период он создал свой многотомный сборник афористических заметок и эссе “Опыты” – “Дневник 1950”, “Защита поэзии” (1952), “Поэтическое вероисповедание” (1954), “Власть поэзии” (1955) и “Поэтический принцип” (1957), – где Бехер осмысляет место человека в новом обществе, проблемы развития социалистического искусства, вопросы поэзии, исходя из своего большого политического и литературного опыта.

Основою этих “размышлений поэта” являлся социалистический гуманизм, страстно отстаиваемый Бехером от нападок идеологов империализма. Пристально вглядываясь в процессы, происходящие в общественно-политической и культурной жизни страны, выступая против неверных взглядов, Бехер изучал новые возможности литературы и искусства, их связь с настоящим и прошлым, их роль в формировании социалистической личности. “Опыты” Бехера являются ценным вкладом в теорию социалистической культуры и эстетики, открывающим широкие перспективы, но одновременно это также и своеобразное подведение итогов и дальнейшая разработка собственной творческой концепции.

Изменившееся соотношение сил в мире в пользу социализма представлялось Бехеру подтверждением правильности итогов собственной жизни. Однако и противоречия нового общества, удел человека в старости, болезнь и смерть – эти темы также нашли свое выражение в стихах Бехера. Сложные мысли и чувства воплощены у Бехера в простой, непритязательной форме, что выявляет не только его близость лучшим традициям классической и романтической поэзии, но свидетельствует и о творческом освоении новаторских достижений поэзии XX века.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера