Общественная деятельность, мировоззрение Герцена. Начало литературного труда



Выдающимся событием в жизни Александра Ивановича Герцена, определившим всю его деятельность, явилось восстание декабристов. По признанию самого Герцена, гром пушек, раздавшийся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге, казнь Пестеля и его товарищей “окончательно разбудили ребяческий сон” его души. Декабристы на всю жизнь стали для него героями-патриотами, вышедшими “сознательно на явную гибель, “чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение”.

Присутствуя в Кремле в момент коронации Николая I, юный Герцен перед “алталрем, оскверненным кровавой молитвой”, клялся отомстить за казненных и продолжить дело декабристов.

Юношеское свободолюбие укрепилось в годы учения в Московском университете. Июльская революция во Франции 1830 года, польское восстание, крестьянские бунты находили самый живой отклик в передовой студенческой среде. Герцен был убежден, что из “этой аудитории выйдет та фаланга, которая пойдет вслед за Пестелем и Рылеевым”.

В стенах университета вокруг Герцена и Огарева сгруппировался кружок передовой молодежи, готовой

отдать свои силы за освобождение народа от крепостнического гнета. Предметом занятий кружка была политика и социология. Здесь изучалось учение Сен-Симона и других социалистов-утопистов.

Сенсимонизм явился для энтузиастов целым откровением. Идеи равенства, братства, общности труда, мысль об одинаковых правах мужчин и женщин – вот что захватило внимание Герцена.

Вскоре по окончании университета Герцен поплатился за свои революционные настроения арестом и долголетней ссылкой в глухую провинцию – сначала в Пермь, потом в Вятку и во Владимир. В ссылке Герцен обращается к литературе. Видя в ней общественную трибуну, он надеется соединить художественное слово с политической борьбой. В своих первых повестях, написанных в революционно-романтическом духе, он выступает в защиту поруганных прав личности, осуждает уродливые социальные отношения.

Уже в ранних произведениях “Первая встреча”, “Легенда”, “Лициний”, “Вильям Пен”, “Елена” и “Записки одного молодого человека” чувствуются живость и остроумие герценовского слова.

Развернуть полностью свою революционную деятельность в условиях николаевского режима Герцен не мог. И он приходит к мысли о необходимости уехать за границу, чтобы там продолжить борьбу за освобождение народа. 31 января 1847 года Герцен выехал за границу и больше уже не возвращался в Россию.

Духовной драмой, вызванной поражением французской революции 1848 года, завершается первый период развития и деятельности Герцена. Его взор с надеждой обращается к народной России. “Начавши с крика радости при переезде через границу, – писал Герцен, – я окончил моим духовным возвращением на родину. Вера в Россию – спасла меня на краю нравственной гибели”.

Конечно, речь шла о России демократической, свободной от крепостного права.

Свои ближайшие задачи Герцен видел, с одной стороны, в том, чтобы ознакомить Западную Европу с русским народом, сказать о нем настоящую правду как о великом народе, а с другой – развернуть революционную пропаганду на родине.

В августе 1852 года Герцен переехал в Лондон, где в начале 1853 года приступил к организации Вольной русской типографии для издания пропагандистской литературы, с тем чтобы, “минуя цепи жандармов и сеть доносчиков”, призвать русский народ к революции. В обращении к “Братьям на Руси” он писал: “Дома нет места свободной речи, – она может раздаваться инде… Быть нашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью – вся моя цель”.

В 1855 году он начинает издавать журнал “Полярная звезда”, названный так в честь альманаха, издававшегося декабристами Рылеевым и Бестужевым. Само название журнала и профили пяти казненных декабристов на его обложке были свидетельством преемственности декабристских революционных традиций.

В 1865 году Герцен перенес издание “Колокола” в Женеву, где
находился центр русской “молодой эмиграции”. Выступления Герцена в “Колоколе” были по-прежнему пронизаны революционным духом, верой в народ. Но тяжелые годы наступившей реакции в России создали невыносимо трудные условия для распространения вольного слова.

Герцен терял связи с русскими корреспондентами и не мог уже так оперативно откликаться на злободневные вопросы русской жизни. Сказались и разногласия в кругу русской революционной эмиграции. Несколько номеров “Колокола” вышло на французском языке для западноевропейских читателей.

В декабре 1867 года Герцен объявил о прекращении своего издания.

Творчество Герцена началось с повестей в романтической манере и драматических диалогов на социальные и философские темы – “Лициний” и “Вильям Пен” (1838).

Белинский не одобрил первые произведения Герцена за их условно романтическую форму и мистические тенденции. Герцен и сам был недоволен своими драматическими сценами.

В конце 1840 года в “Отечественных записках” появилось первое печатное произведение Герцена “Записки одного молодого человека” за подписью Искандер (по-восточному – Александр), в дальнейшем ставший псевдонимом писателя. Этот очерк был написан весной 1838 года, в нем воспроизводятся эпизоды из детства и юности Герцена. Спустя восемь месяцев в августовской книге “Отечественных записок” за 1841 год под тем же псевдонимом появился второй очерк – “Еще из записок одного молодого человека” (“Годы странствия” и “Патриархальные нравы города Малинова”).

“Записки одного молодого человека” – значительный шаг в художественном развитии Герцена. Это был опыт автобиографической прозы, который впоследствии нашел блестящее завершение в книге “Былое и думы”. “Записки” показали отход писателя от абстрактно-романтического стиля. Белинский высоко оценил “Записки одного молодого человека” и сразу определил талант Герцена как талант сатирический. “Главное орудие Искандера, которым он владеет с таким удивительным мастерством, – ирония, нередко возвышающаяся до сарказма”, – писал он.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Общественная деятельность, мировоззрение Герцена. Начало литературного труда