Общественная деятельность, мировоззрение Герцена. Начало литературного труда
Выдающимся событием в жизни Александра Ивановича Герцена, определившим всю его деятельность, явилось восстание декабристов. По признанию самого Герцена, гром пушек, раздавшийся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге, казнь Пестеля и его товарищей “окончательно разбудили ребяческий сон” его души. Декабристы на всю жизнь стали для него героями-патриотами, вышедшими “сознательно на явную гибель, “чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение”.
Присутствуя в Кремле в момент коронации Николая I, юный Герцен перед
Юношеское свободолюбие укрепилось в годы учения в Московском университете. Июльская революция во Франции 1830 года, польское восстание, крестьянские бунты находили самый живой отклик в передовой студенческой среде. Герцен был убежден, что из “этой аудитории выйдет та фаланга, которая пойдет вслед за Пестелем и Рылеевым”.
В стенах университета вокруг Герцена и Огарева сгруппировался кружок передовой молодежи, готовой отдать свои силы за освобождение народа от крепостнического гнета.
Сенсимонизм явился для энтузиастов целым откровением. Идеи равенства, братства, общности труда, мысль об одинаковых правах мужчин и женщин – вот что захватило внимание Герцена.
Вскоре по окончании университета Герцен поплатился за свои революционные настроения арестом и долголетней ссылкой в глухую провинцию – сначала в Пермь, потом в Вятку и во Владимир. В ссылке Герцен обращается к литературе. Видя в ней общественную трибуну, он надеется соединить художественное слово с политической борьбой. В своих первых повестях, написанных в революционно-романтическом духе, он выступает в защиту поруганных прав личности, осуждает уродливые социальные отношения.
Уже в ранних произведениях “Первая встреча”, “Легенда”, “Лициний”, “Вильям Пен”, “Елена” и “Записки одного молодого человека” чувствуются живость и остроумие герценовского слова.
Развернуть полностью свою революционную деятельность в условиях николаевского режима Герцен не мог. И он приходит к мысли о необходимости уехать за границу, чтобы там продолжить борьбу за освобождение народа. 31 января 1847 года Герцен выехал за границу и больше уже не возвращался в Россию.
Духовной драмой, вызванной поражением французской революции 1848 года, завершается первый период развития и деятельности Герцена. Его взор с надеждой обращается к народной России. “Начавши с крика радости при переезде через границу, – писал Герцен, – я окончил моим духовным возвращением на родину. Вера в Россию – спасла меня на краю нравственной гибели”.
Конечно, речь шла о России демократической, свободной от крепостного права.
Свои ближайшие задачи Герцен видел, с одной стороны, в том, чтобы ознакомить Западную Европу с русским народом, сказать о нем настоящую правду как о великом народе, а с другой – развернуть революционную пропаганду на родине.
В августе 1852 года Герцен переехал в Лондон, где в начале 1853 года приступил к организации Вольной русской типографии для издания пропагандистской литературы, с тем чтобы, “минуя цепи жандармов и сеть доносчиков”, призвать русский народ к революции. В обращении к “Братьям на Руси” он писал: “Дома нет места свободной речи, – она может раздаваться инде… Быть нашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью – вся моя цель”.
В 1855 году он начинает издавать журнал “Полярная звезда”, названный так в честь альманаха, издававшегося декабристами Рылеевым и Бестужевым. Само название журнала и профили пяти казненных декабристов на его обложке были свидетельством преемственности декабристских революционных традиций.
В 1865 году Герцен перенес издание “Колокола” в Женеву, где
находился центр русской “молодой эмиграции”. Выступления Герцена в “Колоколе” были по-прежнему пронизаны революционным духом, верой в народ. Но тяжелые годы наступившей реакции в России создали невыносимо трудные условия для распространения вольного слова.
Герцен терял связи с русскими корреспондентами и не мог уже так оперативно откликаться на злободневные вопросы русской жизни. Сказались и разногласия в кругу русской революционной эмиграции. Несколько номеров “Колокола” вышло на французском языке для западноевропейских читателей.
В декабре 1867 года Герцен объявил о прекращении своего издания.
Творчество Герцена началось с повестей в романтической манере и драматических диалогов на социальные и философские темы – “Лициний” и “Вильям Пен” (1838).
Белинский не одобрил первые произведения Герцена за их условно романтическую форму и мистические тенденции. Герцен и сам был недоволен своими драматическими сценами.
В конце 1840 года в “Отечественных записках” появилось первое печатное произведение Герцена “Записки одного молодого человека” за подписью Искандер (по-восточному – Александр), в дальнейшем ставший псевдонимом писателя. Этот очерк был написан весной 1838 года, в нем воспроизводятся эпизоды из детства и юности Герцена. Спустя восемь месяцев в августовской книге “Отечественных записок” за 1841 год под тем же псевдонимом появился второй очерк – “Еще из записок одного молодого человека” (“Годы странствия” и “Патриархальные нравы города Малинова”).
“Записки одного молодого человека” – значительный шаг в художественном развитии Герцена. Это был опыт автобиографической прозы, который впоследствии нашел блестящее завершение в книге “Былое и думы”. “Записки” показали отход писателя от абстрактно-романтического стиля. Белинский высоко оценил “Записки одного молодого человека” и сразу определил талант Герцена как талант сатирический. “Главное орудие Искандера, которым он владеет с таким удивительным мастерством, – ирония, нередко возвышающаяся до сарказма”, – писал он.