Тема “горячего сердца” в произведениях Островского

В творчестве Островского 70-80-х годов важное место занимает тема “горячего сердца”. Неустанно разоблачая “темное царство” даже в новом облике европеизированных буржуа, драматург утверждал в своих произведениях высокие нравственные принципы, искал в русской жизни силы, которые хотя бы в моральном отношении могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства.

В этих поисках он ориентировался прежде всего на представителей народной среды и демократическую интеллигенцию, на людей добрых,

отзывчивых, наделенных нравственной стойкостью и душевной твердостью. Таковы Параша (“Горячее сердце”), Людмила (“Поздняя любовь”), Мелузов (“Таланты и поклонники”). Они думают не о себе, не о личном благополучии, о счастье других, и потому всегда готовы прийти на помощь тем, кто нуждается в их поддержке. Так ведет себя студент-разночинец Молузов, воспитанный, как о том можно догадываться, на про снетительских идеях Чернышевского и Добролюбова.

Потерпев в личной жизни тяжелое поражение (актриса Негина, которую он любит, уезжает с богачом Великатовым), Мелузов все же находит к себе силы не отказываться

от благородных идеалов. Обращаясь К одному из своих идейных противников, он с гордостью говорит: “У нас с вами и так дуэль, непрерывная борьба. Я просвещаю, а вы развращаете…”

В драматургии Островского последнего периода выделяются пьесы об актерах (“Лес”, “Таланты и поклонники”, “Без вины виноватые”). Драматург хорошо знал артистическую среду, ценил подвижнический труд актеров, изображал их и большинстве случаев как честных, бескорыстных тружеников, несущих зрителям высокие идеи гуманизма. Островский не скрывает, на какие уступки вынуждены идти его герои, чтобы в условиях собственнического мира иметь возможность продолжать свою театральную деятельность (Негина в “Талантах и поклонниках”).

И все же именно актеры у Островского свободны от страсти к наживе, способны глубоко чувствовать, страдать и радоваться, помогать ближним. Таков, например, Несчастливцев (“Лес”), утверждающий благородство не только на сцене, но и в жизни.

Пьесы Островского 70-80-х годов отличаются глубоким пониманием закономерностей исторического процесса, острым проникновением в противоречия эпохи. Усиливается внимание к морально-психологической проблематике, к более тонкому раскрытию социальной сущности действующих лиц.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема “горячего сердца” в произведениях Островского