Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести? (ЕГЭ по русскому)
В «Грозе» А. Н. Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили забота и любовь, поэтому девушка обладала чистой мечтательной душой. В христианстве она видела высшую правду и красоту.
После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась. Тихон привел молодую жену в дом матери — купчихи Кабановой.
Марфа Игнатьевна, которую за глаза величали Кабанихой, была властной женщиной, держала в страхе всех домочадцев.
Выросший
Катерина чувствовала себя одинокой, характер не позволял ей подстроиться под жестокие нравы, принять за правило ложь и притворство. Она искала хоть какой-то смысл в существовании в «темном царстве», но знакомство с племянником купца Дикого стало для нее роковым. Женщине казалось, Борис — единственный, кто понимает ее, разделяет ее стремления, однако днако мужчина оказался таким же безвольным, как и Тихон.
Зависимость от богатого дядюшки не позволяла ему проявить решительность, он
Любовь к Борису замужняя женщина восприняла как несмываемый грех. Нравственная требовательность к себе не позволяла ей сохранить в тайне измену мужу, душа стремилась к чистоте и безупречности. Проблему покаяния автор показывает наиболее остро.
Героиню терзают муки совести, она не в состоянии разлюбить Бориса, но чувство долга постоянно напоминает о себе. Катерина казнит себя за малодушие, считает чувства к Борису греховными, ведь муж для жены — словно Бог для церкви.
Страдания Катерины доводят ее до отчаяния: опасаясь божьей кары, она бросается Тихону в ноги и прилюдно признается в своем падении. Сцену покаяния сопровождает разразившаяся гроза, которая несет очищение и одновременно предвещает трагедию. Жители Калинова дружно осудили падшую женщину, для них чистосердечное признание — лишь повод для сплетен.
Кабаниха с двойным усердием принимается тиранить невестку, а заодно и сына — «за неправильное обращение с женой».
Враждебность «темного царства», укор окружающих и муки совести подсказывают Катерине единственный выход — она бросается в волжский омут. «Гроза» — не является «трагедией любви», скорее это «трагедия совести». Страшный шаг героини — это акт отчаяния, поскольку в смерти она видит единственное избавление от земных мук, кажущимися ей страшнее ада.
- Трагедия любви в провинциальном мире (но драме А. Н. Островского «Гроза») Главная героини драмы А. Н. Островского «Гроза» — Катерина Кабанова — представляет собой «истинно русский образ женщины», по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства. Катерина выросла в патриархальной обстановке, в купеческой среде, сохранившей […]...
- «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она […]...
- Вопросы и ответы к драме А. Н. Островского «Гроза» (№1) Где и когда происходит действие драмы «Гроза»? Какие явления русской жизни в ней отражены? Назовите главных действующих лиц пьесы. Кто кому противопоставлен? Речь идет о борьбе поколений «отцов» и «детей» или о противопоставлении психологии, взглядов, убеждений? Главные действующие лица пьесы противопоставлены в какой-то степени как люди разных поколений, «отцы» (Дикой, Кабаниха) и «дети» (Катерина, Варвара, […]...
- Тема пьесы «Гроза» А. Островского, проблематика, жанр При определении Жанра пьесы «Гроза» А. Островского выделяют несколько особенностей. В первую очередь «Гроза» — это социально — бытовая драма. Автор уделил большое внимание бытовым характеристикам, герои пьесы вступают в конфликт с существующим укладом жизни и морали в купеческой среде. С другой стороны в произведении присутствуют элементы трагедии по исходу конфликта и характеру главной героини. […]...
- Жертвы «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза» …И что слез льется за этими запорами, Невидимых и неслышимых. А. Н. Островский Самодурство и деспотизм, подавляя в окружающих мечту о свободе, о независимости, неизбежно порождают людей запуганных и забитых, не смеющих жить своей волей, К таким жертвам «темного царства» относятся в драме «Гроза» Тихон и Борис. Тихон с детства привык во всем повиноваться матери, […]...
- Образ Катерины и трагедия совести по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В своей драме «Гроза» А. Н. Островский, на мой взгляд, показал дикое общество небольшого городка Калинов и противопоставил этому обществу образ Катерины, образ свободолюбивой девушки, которая не могла смириться с законами, которые были установлены в этом городе. Катерина — девушка, родившаяся в обычной семье, где ей представлялась свобода действий. Она воспитывалась в атмосфере любви и […]...
- Смерть Катерины как выход из тупика (сочинение-миниатюра по драме А. Н. Островского «Гроза») Произведение Островского «Гроза» с полной уверенностью можно назвать трагедией. Ведь жизнь его главной героини — Катерины — заканчивается трагично. Женщина кончает с собой, бросившись в Волгу. Что подтолкнуло ее к такому решению? Что привело Катерину на берег Волги? Можно сказать, что ее смерть — это единственный выход из тупика. Но что же это за тупик […]...
- Тихон и Борис. По драме А. Н. Островского «Гроза» В жизни каждой женщины бывает мужчина. Судьба Катерины Кабановой распорядилась так, что она узнала истинную цену мужу, с которым была венчана в церкви, и всем сердцем привязалась к Борису, связь с которым в глазах людей была безнравственной. Мужчины Катерины, несмотря на разницу в воспитании и образовании, очень похожи: они смирные и безвольные люди. Одного Тихона. […]...
- Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза» Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним «с неба упала». Среди действующих лиц пьесы почти нет тех, кто не принадлежал бы калиновскому миру. Бойкие и кроткие, властные и забитые, купцы и конторщики, […]...
- Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза»;) Гроза Островский А. Н Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза») Драма А. Н. Островского «Гроза» написана в 1859 году, почти полтора века назад. (Казалось бы, что нам сегодня до купеческой жены Катерины Кабановой, которая изменила мужу, сама во всем призналась и бросилась в Волгу? Почему же «Гроза» до […]...
- Душевная драма Катерины (по драме А. Н. Островского «Гроза») Сила с неправдою Не уживается… Н. Некрасов Драма А. Н. Островского «Гроза» — одно из самых значительных произведений не только в творчестве писателя, но и во всей русской драматургии. Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма, чему способствует образ главной героини пьесы — Катерины. Герцен писал о «Грозе»: «В своей драме […]...
- Кто виноват в гибели Катерины героини драмы Островского «Гроза» Смерть Катерины — это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова или все общество? Что послужило к такому толчку? Во-первых, Катерина была верующей, бог для нее был идолом. Измена мужу в то время была большой греховностью. […]...
- Вопросы и ответы к драме А. Н. Островского «Гроза» 1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»? В основе пьесы А. Н.Островского «Гроза» лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев «темного царства». 2. Кто из персонажей пьесы А. Н. Островского «Гроза» относится к «темному царству»? Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, которые и принадлежат «темному царству». 3. Что […]...
- (А). ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний […]...
- Конфликт сценического действия в драме Александра Островского «Гроза» Островский в своем творчестве не раз обращался к теме патриархального купечества. Самым ярким его произведением, посвященным этой теме, является драма «Гроза», написанная в 1859 году. «Гроза» — без сомнения, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…» — писал Добролюбов. Среди раздолья русской природы, на крутом берегу […]...
- Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза» Островский в своем творчестве не раз обращался к теме патриархального купечества. Самым ярким его произведением, посвященным этой теме, является драма «Гроза», написанная в 1859 году. «»Гроза» — без сомнения, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в нем до самых трагических последствий…» — писал Добролюбов. Среди раздолья русской природы, на крутом берегу […]...
- «РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР» КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского «Гроза») Катерина — главный персонаж драмы Ос- тровского «Гроза». Основная идея произведе- ния — конфликт героини с «темным царст- вом», царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и по- чему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу Катерины. И это стало воз- можным, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о […]...
- Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством в драме А. Н. Островского Гроза Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме а. Н. Островского «Гроза» I. Соединение в пьесе Островского «Гроза» жанров драмы и трагедии. II. Хозяева и жертвы «темного царства». 1. «Отсутствие всякого закона и логики — вот закон и логика этой жизни» (Добролюбов). 2. Дикой и Кабаниха как воплощение деспотизма, самодурства, невежества и ханжества. 3. […]...
- Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза» В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в […]...
- Нравы дома Кабановых в драме Островского «Гроза» В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых. Познакомимся с его представителями. Марфа Игнатьевна Кабанова — поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет […]...
- Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца. Н. А. Добролюбов Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. «Гроза», по мнению Н. А. Добролюбова, «самое решительное произведение Островского», так как в ней показан […]...
- ТЕМА ГРЕХА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА», ЕЕ РЕШЕНИЕ В ОБРАЗАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ Александр Николаевич Островский — это не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Пьесы его привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. Его персонажи — люди своей эпохи, и вместе с тем многое в них нам близко. Они совершают добрые и дурные поступки, они радуются и страдают, любят и […]...
- Образ молодого поколения в драме А. Н. Островского «Гроза» 1. Тихон Кабанов и Борис, племянник Дикого. 2. Иван Кудряш. 3. Катерина и Варвара. В драме А. Н. Островского «Гроза» действие разворачивается на фоне напряженных взаимоотношений между представителями старшего и младшего поколений. Тиранический гнет Кабанихи и Дикого на близких не ослабевает при виде внешних проявлений покорности. Как же ведут себя представители молодого поколения, оказавшиеся в […]...
- Конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза» 1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. «Темное царство» и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н. Островский показал жизнь русского купечества. В драме «Гроза» на обыденном фоне развертывается трагедия, погубившая жизнь молодой женщины. В чем причина гибели Катерины? Можно ли сказать, что именно конфликт поколений привел […]...
- Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза» Персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза», по разным признакам, можно разделить на несколько групп: на представителей «темного царства» и тех, кто противостоит им; на хозяев города Калинова и их потакателей; на представителей старого и молодого поколений и т. д. Так, к молодым героям в произведении относятся Тихон и Варвара Кабановы, племянник Дикого Борис, Кудряш, Катерина […]...
- Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза» Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 г., когда русское общество жило ожиданием реформ или грозы народных волнений. Пьеса и была воспринята как призыв к обновлению жизни, к свободе. В основе пьесы лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада «темного царства». Два разных полюса, две противоположные силы воплощены в Катерине и Кабанихе. Кабаниха […]...
- РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» А. Н. Островский по праву считается пев- цом купеческой среды, отцом русской быто- вой драмы, русского национального театра. Его перу принадлежит около 60 пьес, и одной из наиболее известных является «Гроза». А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагичес- ких последствий… […]...
- Символичность и трагичность в драме Островского «Гроза» Мало кто знает, что в основу пьесы Островского «Гроза» легли эпизоды из его жизни и его судьбы. Если детально изучать биографию Александра Островского, никак нельзя упустить тот факт, что у него была безумная любовь с актрисой, которая также как и он имел семью, что не давало им возможности быть счастливыми вместе. А на создание этого […]...
- Конфликт личности и общества в драме А. Н. Островского «Гроза» Произвол, с одной стороны, и не-Достаток сознания прав своей личности — с другой; вот осно-Вания, на которых держится все безобразие отношений, развивае-Мых в большей части комедии Островского. Н. Л. Добролюбов Тема конфликта личности и общества в литературе является одной из вечных. На протяжении XIX-XX веков писатели раскрывают эту проблему в своих произведениях, стараясь довести докаждого […]...
- Нравы дома Кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза» Вражда между близкими бывает особенно непримирима П. Тацит Нет страшнее возмездия за безумства и заблуждения, чем видеть, как собственные дети страдают из-за них У. Самнер Пьеса А. Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной России XIX века. События разворачиваются в городе Калинов, расположившемся на высоком волжском берегу. На фоне великолепной красоты природы, царственного спокойствия, происходит […]...
- Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди — сочтемся» и, конечно, «Гроза». Пьеса «Гроза» […]...
- Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского «Гроза» Существует два типа людей: одни — это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару — ко второму типу. Катерина — натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, […]...
- Значение второстепенных персонажей в драме Островского «Гроза» А. Н.Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница»,»Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди — сочтемся», «Гроза» и многие другие. А. Н.Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения […]...
- НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского «Гроза») НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского «Гроза») «Гроза» А. Н. Островского — не только вершина его драматургии, это крупнейшее литературно-общественное событие русской жизни накануне реформы 1861 года. Открытие, совершенное Островским в пьесе, — открытие народного героического характера. В совершенстве владея всеми богатствами народного языка, Островский применяет в пьесе речевые средства изображения, исходя […]...
- Тема греха в драме Александра Островского «Гроза», ее решение в образах представителей «Темного царства» и Катерины Александр Николаевич Островский — это не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Пьесы его привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. Его персонажи — люди своей эпохи, и вместе с тем многое в них нам близко. Они совершают добрые и дурные поступки, они радуются и страдают, любят и […]...
- Тема греха и покаяния в произведении А. Н. Островского «Гроза» Каждый из нас грешит, наверное, каждый день. Ведь само понятие «грех» толкуется вовсе не однозначно. Обидев человека, тем самым, совершив грех, человек испытывает чувство вины, угрызения совести. Искуплением вины является покаяние, совершив которое, на душе становится спокойнее, легче. Но когда речь заходит о более серьезных грехах, покаяние не всегда приносит желаемое душевное умиротворение. Одним из […]...
- Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского «Гроза» Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского «Гроза». С большим интересом я прочитал драму А. Н. Островского «Гроза». После ее про-чтения я хочу поделиться своими впечатлениями и размышлениями на вышеуказанную тему. В своем произведении Островский описывает вымышленный город Калинов на бе-регу Волги. Добролюбов в своих критических статьях называет этот город «темным […]...
- Протест Катерины в драме «Гроза» Островского А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателе репертуара для русского национального театра по праву считают «певцом купеческого быта». И сидит он у входа Малого театра, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о тем-ном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних. Изображение мира московского и […]...
- Протест Катерины в драме А. Островского «Гроза» А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают «певцом купеческого быта». И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних. Изображение мира московского […]...
- Проблема любви в драме А. Н. Островскою «Гроза» Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, «характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе» . Главной проблемой произведения, […]...