Тема “преступления и возмездия” и “отцов и детей” в произведениях русской литературы

Человеческая мораль не раз указывала на то, что любое преступление в конечном итоге должно приводить к наказанию, или, так сказать, к возмездию. Эта мысль не раз подтверждается и в отечественной литературе. Вспомним одну из “Повестей Белкина” (А.

С. Пушкин) – “Выстрел”. В ней повествуется о том, как некий граф Р*** слишком равнодушно отнесся к возможной гибели от его пули главного героя Сильвио. Фуражка Сильвио была прострелена на вершок ото лба, право своего выстрела он оставил за собой.

Возмездие для графа наступило через шесть лет, когда тот женился и уже не так легко относился к предстоящей дуэли. Граф больше ценит свою жизнь, больше боится возмездия Сильвио. Сильвио прекрасно понимает это, поэтому приходит в дом к своему сопернику, объясняется с ним при его жене.

Доведя героев до панического состояния, Сильвио стреляет в графа, зная, что промахнется.

В дуэли Печорина и Грушницкого (М. Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”) проявляется мысль о наказании последнего за клевету. Грушницкий заявляет, что Печорин провел ночь у Мери.

Печорин незамедлительно требует у противника отказаться от своих слов, следствием чего становится их дуэль. По выпавшему жребию Грушницкий стреляет первым, но только ранит главного героя. Печорин стремиться закончить дело миром, если только Грушницкий откажется от своих слов, но тот не принимает этого предложения.

Печорин стреляет и убивает его.

Тема преступления и возмездия очень ярко проявляется и в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”. Причем возмездие осуществляется силами зла, а именно Воландом и его свитой. По мнению Булгакова, ничто в этом мире не остается безнаказанным, что и подтверждается сюжетом романа. Так, например сюжет, связанный с событиями в Ершалаиме подтверждают, что за свою трусость и малодушие Понтий Пилат поплатился вечной тоской и душевным неспокойствием.

Что же касается событий в Москве, то и тут герои получают свое наказание. Каждый из них получает наказание “по заслугам”.

Таким образом, Воланд и его свита становятся той силой, которая устанавливает справедливость в городе. Не случаен эпиграф к роману, взятый из “Фауста” Гете: “…Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Таким образом, в этом романе возмездие достигается за счет появления потусторонней силы.

Тема взаимоотношений “отцов и детей” – вечная тема в мировой и русской литературе. В произведениях русских писателей XIX века она получила широкое развитие.

Так, в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” тема “отцов и детей” трактуется, прежде всего, как тема воспитания. Отец главного героя романа Онегина был петербургский повеса, блестящий военный и блестящий игрок. Он вел привычную для его круга разгульную жизнь “долгами” и мало обращал внимания на своего ребенка.

Впрочем, отец, как мог, позаботился о воспитании своего сына: он нанял ему французских гувернеров, которые учили ребенка “всему понемногу”. А впрочем, так воспитывались все дети петербургского высшего света.

Онегин стал “продуктом” такого воспитания. Он видел пример своего отца, знал, что ценится в высших кругах, что модно и похвально. Герой стремился всему этому соответствовать, что привело его к “опустошению” души, сплину и хандре.

Тема “отцов и детей” в романе продолжается в повествовании о семье Лариных. Особое внимание уделяется “женской половине” этой семьи: матери и двум дочерям – Татьяне и Ольге. Пушкин описывает “историю развития” матери Лариной.

Она была влюблена в героев французских романов и искала похожие черты в своих поклонниках. Мать Татьяны была увлечена одним славным франтом, “игроком и гвардии сержантом”. Но ее, против воли, выдали замуж за другого.

Погоревав, женщина смирилась, занялась хозяйством и превратилась в провинциальную наседку, которую более всего на свете волновали припасы на зиму и здоровье детей.

Ольга, младшая сестра Татьяны, во всем пошла в мать. Она была такой же неглубокой, легкомысленной, ветреной, мечтала о нарядах и женихах. Мать в полной мере передала ей свои жизненные идеалы. Татьяна же была совершенно другой по своей природе, натуре: более глубокой, более серьезной, более духовной.

Поэтому, с одной стороны, она казалась чужой в своей семье, но, с другой, влияние матери сказалось и на Татьяне – она тоже увлекалась французскими романами, грезила их героями, искала в каждом реальном человеке идеальные черты.

Тема “отцов и детей” продолжила свое развитие в романе И. А. Гончарова “Обломов”. Именно в детстве героя, в его воспитании ищет писатель истоки его характера. Глава “Сон Обломова” раскрывает нам жизненный идеал Ильи Ильича, привитый с детства. Родители Обломова были патриархальные дворяне: всю жизнь прожили в своем имении, никуда не выезжая, заботились, прежде всего, об удовлетворении физиологических потребностей (чтобы было сыто, тепло, уютно), стремились совершать как можно меньше движений – и физических и душевных.

Главной опорой Обломовых были слуги, выполнявших за своих господ буквально все.

О маленьком Илюше заботились, его любили, холили и лелеяли, но подавляли всякую самостоятельность и проявление воли. Обломов будто жил в ватном коконе, не видя и не зная реальной жизни. Поэтому неудивительно, что, приехав в Петербург, он не нашел себя и разочаровался в жизни.

Обломов все время стремился в Обломовку своего детства, где все добры, щедры, спокойны, довольны жизнью, счастливы; где не знают, что такое забота, хлопоты, несчастье, горе.

Безусловно, тема “отцов и детей” становится ведущей в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Здесь этот вопрос из личностного, семейного перерастает в общественный, социально-политический. Тургенев трактует отношения “отцов и детей” как конфликт поколений, которые с трудом находят общий язык.

Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем Кирсановым, представителем либерального дворянства, и Евгением Базаровым, разночинцем-нигилистом. Базаров отрицает все ценности традиционной дворянской и вообще человеческой культуры, он стремится уничтожить все старое, чтобы последующие поколения строили новое. К Базарову присоединяется и племянник Павла Петровича, Аркадий.

Но его увлечения нигилизмом отказывается преходящим: в итоге он возвращается к своим “корням”, становится хорошим помещиком и семьянином.

Самым тяжелым конфликтом является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к “глупой жизни отцов”.

К финалу своей жизни Базаров, пройдя через многие испытания, осознает истинный смысл жизни и истинные ценности. Тургенев развенчивает его теорию, показывая, что самое эффективное решение конфликта “отцов и детей” – преемственность поколений, построение нового на основе старого.



Тема “преступления и возмездия” и “отцов и детей” в произведениях русской литературы