Стихотворения для детей Франтишка Грубина
Переживает расцвет и чешская поэзия для детей; к сожалению, на русский язык переведено не так много стихов. Российские дети могут познакомиться со стихами одного из крупнейших современных чешских поэтов — Франтишка Грубина в сборнике «Веселые часы». Ф. Грубин пишет для читателя младшего школьного возраста и для дошкольников.
Интерес к поэзии для детей проявился у него в годы войны. Тема детства часто проходит и в его произведениях для взрослых, особенно в связи со страданиями ребенка во время войны («Хлеб из стали», «Хиросима»).
В
Пепик, Пеиик, Ты откуда? Удираю прочь от пруда. Мне вчера Сказал карась, Что вода Смывает грязь. («На пруду». Перевод И. Токмаковой)
Звукопись, ритмические повторы характерны для стихов Грубина. Однако, используя формы народной поэзии, Грубин стремится приблизиться лишь к ритмическому рисунку (считалка,
Даже в стихотворениях о природе Грубин находит свои особые образы, близкие ребенку. Вот, например, осечен, от голубого неба остался такой маленький кусочек, что хватит только Ганке на платьице, а когда подул ветер и немного разогнал тучи, то, пожалуй, можно сшить еще и юбку маме.
Характерным примером переосмысления народных сказочных мотивов являются его «Заколдованный лес» (сюжет, близкий к «Бременским музыкантам») и «О большой репе» («О дедке и репке»). В сказках много поэтических описаний природы, юмора, более детально и не так, как в народной сказке, обрисованы характеры (деда, бабки и внучки). Как отмечает чешская критика, Грубин нашел одну специфическую особенность детского видения мира: вещи, слова, представления у детей приобретают не размеры, другие эмоциональные оттенки, чем у взрослых.
У них фантазия разыгрывается даже от одного слова и все превращается в приключение… Целое у Грубина не распадается на изолированные образы, и, с другой стороны, он не связывает утилитарной логикой творческие возможности во имя педагогической цели.
Творчество Грубина для детей проникнуто огромной любовью к детям и сознанием ответственности писателя за молодое поколение. Поэт стремится воспитать будущего гражданина свободной республики, развить у детей мышление и воображение, эстетический вкус, юмор. Он видит красоту жизни во всем — В радости труда, в добрых человеческих отношениях и в поэзии, которую должны понимать его читатели.