В. В. Бианки – писатель для детей



Виталий Валентинович Бианки (1894-1959)-один из известных наших писателей для детей. Сын ученого-орнитолога, Бианки с детских лет был близок к природе, к животному миру. В доме будущего писателя были уголки природы, с юных лет он увлекался охотой, длительными прогулками по лесам и лугам.

В Петроградском университете Бианки работал под руководством натуралиста Д. Н. Кайгородова, известного популяризатора естествознания. Верность одной, навсегда выбранной теме вела этого оригинального художника своеобразным путем. Ученый-натуралист и любитель-охотник,

Бианки обладал в то же время редким даром понимания детской души.

Обращаясь к детям, он наблюдал жизнь как бы их глазами. Он знал и видел очень много, но лишь самое драгоценное и значительное стремился передать читателям. В его книгах мы встретим смешные сказки и полные драматизма сказочные повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья.

Писатель создал “Лесную газету”- книгу необычную, рассчитанную на то, чтобы читатель много раз к ней возвращался, постепенно овладевая ее научным и художественным содержанием.

Писатель

учился у народа, у народной сказки. Отсюда в его собственных сказках – юмор, простота и естественность речи, сочность языка, стремительность действия. Но это не просто сказки, в них скрыто глубокое обобщение, основанное на научном знании.

Поэтому так велико воспитательное воздействие произведений Бианки: они учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства, нужные людям. В сказках Бианки мы почти не чувствуем присутствия автора. В них животные рассуждают и действуют как люди, ведь иначе сказка не была бы сказкой. Е. Чарушин.

Иллюстрация к повести В. В. Бианки “Мурзук”. Бианки начал свою литературную деятельность. в 20-е годы. В его первых повестях (“Одинец”, “Аскыр”, “Мурзук”) люди часто изображаются как носители вековой вражды ко всему миру живой природы.

Особенно удались писателю в ранних произведениях портреты зверей-“героев”.

Большого мастерства достиг писатель в научной сказке и в своих рассказах о животных. Научны почти все сказки Бианки, ведь они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его ученый-материалист. Учась у народной сказки, писатель в отдельных случаях создает как бы новые ее варианты.

Таковы, например, его “Теремок” или “Колобок”. В сказках Бианки читатель узнает много новых слов, точных и образных. “А я от тебя в отнорочек и был таков”,- говорит мышонок лису. “Надо мне направо повернуть – я хвост влево поворачиваю,- говорит Рыба,- надо налево, я вправо хвост кладу” (“Хвосты”). Клевер у Бианки – кормовистый, паук – “брюхом по земле чиркает”, комарище – “жигать (кусать) мастерище”.

В несомненной связи с Народной традицией находится и прозрачная мораль сказок Бианки. Например, праздное любопытство героев всегда наказывается. В искусно построенной сказке “Хвосты” Муха докучает и Человеку, и зверям, и птицам, выпрашивая себе самый лучший хвост.

В заключение Корова прихлопывает Муху хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы. Хвастливый и назойливый Комар (“Росянка – комариная смерть”) погибает, пойманный растением-хищником: “и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью”. Все сказки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. В сказке “Первая охота” изображен щенок, впервые вышедший на охоту.

Все птицы и насекомые обманывают глупыша и легко прячутся от него. Приключения неудачливого охотника знакомят читателя с действительно существующей в природе способностью живых существ сливаться с окружающей средой, принимать окраски и формы других животных и растений. Писатель рисует красочные и характерные портреты. Выпь в камышах: “вся в желтые и коричневые полосы раскрашена”.

Удод: “лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла”. Птица-вертишейка: “в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит”.

Образ щенка из другой сказки забавен, он близок детскому восприятию, вызывает улыбку и сочувствие читателя. Вообще, все маленькое, хрупкое в животном и растительном мире, ведущее нешуточную борьбу за жизнь, пользуется симпатией автора. Это тоже роднит его сказки с народными. Спешит домой заблудившийся муравьишка, его забота оправдана, и муравьишке все помогают: и жужелица, и паук, и клоп-водомер, и гусеница-землемер.

Попутно автор знакомит читателя со способами передвижения у различных насекомых. Вот, например, портрет взлетающего жука: “Крылья у жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних”. Ищет гнездышко ласточка-береговушка (“Лесные домишки”), и вместе с ней мы путешествуем от одного домишка к другому, наблюдая занятные обычаи в строительстве гнезд у разных лесных, луговых и водных жителей.

Даже в рамках одного жанра писатель создает произведения, очень разнообразные, от коротенькой сказки-диалога (“Лис и мышонок”) до развернутой сказочной повести (“Мышонок Пик”, “Оранжевое горлышко”). Так история полевой мыши, которую ребята пустили плавать в игрушечном кораблике, вырастает в целое драматическое повествование. Маленький Пик, в начале повести крохотный мышонок-сосунок, попадает на остров, учится добывать себе пищу, спасаться от врагов, строить себе домик. Приключения Пика знакомят юных читателей с разнообразными обитателями леса и полей: соколом-трясучкой, ушастой совой, разбойником-сорокопутом.

В рассказах Бианки о природе меньше выдумки, игры, чем в сказках, и роль человека в них иная – он охотник, наблюдатель, натуралист. Конкретней и глубже становятся сами образы животных. Ведь все, что происходит в рассказах, может случиться и в действительности, убеждает писатель.

Окружающее оказывается таким же интересным, как в сказке, если только уметь как следует наблюдать. Читая рассказы, юный читатель получает первые уроки в школе натуралиста – он учится видеть, наблюдать. Очень осторожно вводит Бианки пейзаж в свои рассказы, зная, что описания природы привлекают не всех детей.

Пейзаж помогает ярче представить себе обстановку, душевное состояние, настроение героев. В рассказе “Бешеный бельчонок” лес после дождя – веселое, радующее душу зрелище:

“Лес весь сверкал, переливался разноцветными веселыми зведочками, каждый листок, каждая травинка и машинка блестела, улыбалась капельными глазками – солнце еще только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя. Все кусты и елочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными водяными жемчужинами”.

Для маленьких читателей Бианки написал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-нибудь любопытном или назидательном приключении. Охотник на медведя не стал убивать зверя, видя, как внимательно слушает мишка звук лесной струны-щепки на расколотом грозой дереве (“Музыкант”). Чувствительная певчая птичка не выдержала звуков оглушительной музыки, которую устроили сами ребята, собравшись дома в ненастный день (“Музыкальная канарейка”).

Наряду с отдельными рассказами Бианки создает для малышей и циклы рассказов. В цикле “Мой хитрый сынишка” появляется герой-мальчик. На прогулках с отцом он постигает лесные секреты: как выследить зайца, поймать тетерева, прячущегося во сне в подснежной лунке.

Ему удается подсмотреть, как до смерти напуганная лисица пускается наутек от отчаянного бельчонка, прыгнувшего ей чуть не в самую пасть. Рассказы писателя для детей старшего возраста, вошедшие в сборник “Нечаянные встречи”, имеют стройную композицию, поэтические зачин и концовку. Они тоже объединены в циклы (“Задумчивые рассказы”, “Рассказы о тишине” и др.).

Наряду с героями-детьми (школьник, юннат) более активную роль играют в рассказах взрослые (автор прямо указывает профессию рассказчика: счетовод, пароходный механик, ученый). Нехитрые по сюжету, рассказы в большинстве своем заставляют читателя всерьез призадуматься над происшедшим. Почему волк, преследуемый автомашиной, не догадывается свернуть с дороги и скрыться от ослепительного света фар?

Почему в августовскую ночь собирался куропаточный выводок у разведенного костра?

Загадки, которые задает человеку природа, чаще всего не решить без достаточного знания явлений растительного и животного мира. Так, колхозница-хакасска оказалась опытнее приезжих самонадеянных охотников: она нашла способ, как уничтожить вредителей урожая – сусликов (“Емуранки”). Вместе с автором читатель осудит бездумную шалость мальчугана, разорившего соловьиное гнездо (“Розовое и оливковое”), поймет, что нужно учиться видеть и слышать чудесное и вечно новое (“Уммб”, “Не-слышимка”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В. В. Бианки – писатель для детей