Стихи Маяковского для детей
Сочинение по стихотворению Маяковского “Сказка о Пете, толстом ребенке, и о и о Симе, который тонкий”. Стихи Маяковского для детей – одна из самых ярких, самых значительных страниц в русской детской литературе. Хотя детских произведений у него не так уж и много – несколько стихотворении, несколько песенок для юных пионеров, сказки в стихах и ряд сценариев детских фильмов,- однако значение их огромно. Чем же можно объяснить секрет популярности В. В. Маяковского у самых маленьких его читателей и слушателей?
Одна из причин этого успеха
Писателю, обращающему свое творчество к детям, нужно иметь “душу благодатную, любящую, ум возвышенный, образованный”. Эти слова принадлежат великому русскому критику, глубокому знатоку детской психологии В. Г. Белинскому, в них-то и кроется разгадка того, почему поэт так любим маленькими слушателями. Ведь Маяковский не просто любил детей – он хорошо знал их интересы и заботы, чувствовал
Поэту не удалось осуществить замысел, но сохранившиеся материалы сборника наглядно подтверждают мысль о том, что для Маяковского не существовало специальных “детских” тем, что детская литература, в его понимании, это литература больших тем, тесно связанная с общественной и политической жизнью страны.
В этом отношении огромный интерес представляет “Сказка о Пете, толстом ребенке, и о
И о Симе, который тонкий” (1925). По сути дела, это первое произведение поэта, написанное специально для детей, но содержащееся в нем обличение отвратительной сущности мещанства, обывательщины, с одной стороны, и утверждение новых человеческих отношений, рожденных Октябрем,- с другой, сближают его с рядом стихотворений о нэпе, классовой борьбе, обращенных непосредственно к взрослому читателю. Очень умело вводит Маяковский ребенка в сложный для него мир классовых отношений. Поэт начинает стихотворение в ритме привычной для ребенка считалки:
Жили-были Сима с Петей. Сима с Петей были дети. Пете 5, а Симе 7 – и 12 вместе всем.
К. И. Чуковский пишет, подчеркивая эту особенность начала “Сказки”: “Читаешь эти строки и невольно делаешь те самые жесты, какие делает перед началом игры всякий ребенок, произносящий считалку среди пяти или шести своих сверстников”. А затем сразу же дается образ буржуя – отца Пети. Сознательно укрупняя, преувеличивая отдельные стороны характера этого персонажа, поэт вместе с тем стремится к тому, чтобы образ не терял своей конкретности, не нарушал привычных для детей представлений о добре и зле:
Петин папа и, как важный господин, был преважным: в целом доме в доме жил пятиэтажном жил один.
Это описание делало образ буржуя конкретным, более выпукло подчеркивало сущность его натуры хозяйчика, нэпмана. Вторая часть вводит ребенка в знакомый ему мир, который он любит и ценит: отец Симы – “залихватский кузнец”, силач (“он в любую из минут подымает пальцем пуд”), а главное – “Симин папа всех умнее, все на свете он умеет”. Маяковский как бы “вычленяет” такие художественные детали, которые делают образы Симы и отца очень близкими детям: на столе у них щи да каша, чай в цветастой кружке (“у рабочих денег нету”).
Становится понятным и дальнейшее противопоставление: “дрянь и Петя и родители; общий вид их отвратителен”, но зато “Сима чистый, чище мыла, мылся сам, и мама мыла. Вид у Симы крепыша, пышет, радостью дыша”. Поэту такое противопоставление необходимо для того, чтобы дети поняли социальную причину этих различий: дети трудящихся не могут, не имеют права быть другими, потому что они “пролетарии”.
В дальнейшее развитие событий в сказке активно вмешиваются звери: они расправляются с Петей, “обжорой”, “угнетателем зверей”, оказывают помощь Симе, дарят ему подарки. Из-за ошибки почтальона Петя (его милиционер послал родителям по почте) попадает в магазин, проглатывает сначала все съестное, а затем весы, гири и шкафы; наконец, он лопается с натуги, и все проглоченное летит к ногам октябрят, которые сели и с восторгом съели все продукты. Завершается сказка обращением поэта к детям:
Полюбите, дети, труд – как написано тут. Защищайте всех, кто слаб, от буржуевых лап. Вот и вырастете
Важно, что это обращение не выглядит у Маяковского скучным нравоучением, потому что дети были уже подготовлены к нему развитием всех событий в сказке. Как уже отмечалось выше, в качестве основных поэт использует приемы контраста и гиперболизации поступков и действий героев. Особое внимание следует обратить на роль художественной детали в стихотворении. Маяковский великолепно знает читателя, его интересы, жизненный опыт.
Именно отсюда и “родились” такие находки, как “сто корзин несет прислуга” (дети чаще всего представление о множественности выражают цифрой 100), “съест и ручкой маме машет” (характерный детский жест), Петин папа “в лавке сластью торговал” (у детей представление о благополучии в семье связывается с наличием или отсутствием сладостей), отец Симы “колесо нашел и рад – сделал Симе самокат” (любимая детская игрушка).
Необходимо также отметить, что первые две части сказки лишены действия, они статичны: поэту важно, чтобы юные читатели поняли сущность характеров отцов Пети и Симы, это подготавливает их к восприятию тех необыкновенных событий, которые произойдут в следующих главах. Особый динамизм события приобретают с того момента, когда Петя Буржуйчиков, швырнув щенка, расквасил ему “нос и четверо колен”: Вдруг, откуда ни возьмись, сто ворон слетают вниз. Весь оскаленный, шакал из-за леса пришагал. Используя традиционные формы народной сказки, Маяковский бичует в глазах детей то чуждое новому обществу, что осталось ему “в наследство” от буржуазного быта и морали.
В то же время очень естественно, не впадая в назидательность, он утверждает то новое, что принесла с собой революция, славит труд, направленный на благо общества, человечность, величие настоящей дружбы, коллективизм.