Произведения Чехова о детях и для детей

В конце XIX века детская литература обогатилась и произведениями Антона Павловича Чехова (1860-1904) о детях и для детей. В изображении мира детства Чехов продолжает традиции Л. Н. Толстого, связанные с проникновением в психологию ребенка, с раскрытием “диалектики его души” (“Ванька”, “Спать хочется”, “Беглец”, “Мальчики”, “Детвора”). Глубокая социальная правда лежит в основе таких рассказов, как “Ванька”, “Беглец”, отразивших судьбы обездоленных детей. Лишенные заботы и ласки взрослых, они не потеряли доверия

к людям, мечтательности и любознательности.

Восприятию детей дошкольного возраста особенно близки рассказы и повести о животных (“Каштанка”, “Белолобый”). Чехов подчеркивал благотворное влияние, которое домашние животные оказывают на воспитание детей: “Мне даже иногда кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, ко-торые присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации…”. Писатель выдвигает на первый план проблему воспитания гуманного отношения к животным.

В рассказе “Каштанка” Чехов прибегает

к широко распространенному в фольклоре и литературе приему очеловечивания животных. Но у писателя внутренний мир собаки воспроизводится подробно, каждый ее поступок мотивируется. Образ Каш-танки многогранен, психологически разработан. “Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат.

Не вынося музыку, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фронт и всей пятерней сделал под козырек”. Этот прием помог показать характер Каштанки и в юмористическом плане.

Неожиданное совмещение собачьих повадок и человеческих эмоций производит комический эффект. Комическое в рассказе соседствует со сказочным: поступки людей, события их жизни раскрываются через восприятие “героини”:

“Но скоро утомление и теплота взяли верх над грустью, и она стала засыпать. В ее воображении забегали собаки: пробежал, между прочим, и лохматый старый пудель, которого она видела сегодня на улице, с бельмом на глазу и с клочьями шерсти около носа. Федюшка с долотом в руке погнался за пуделем, потом сам вдруг покрылся мохнатой шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки. Каштанка и он добродушно понюхали друг друга и побежали на улицу…”

Ассоциации, которые приходят к Каштанке во сне, по-детски конкретны, забавны, простодушны. Чехов ориентируется на логику детского мышления, создавая мир эмоциональных и психологических переживаний Каштанки. “Две сказки из собачьей жизни” – так назвал писатель рассказы “Каштанка” и “Белолобый” (письмо к Россолимо от 21 января 1900 года). Однако и образы людей в “Каштанке” предельно индивидуализированы.

Характеры столяра Луки Александровича, его сына Федюшки, актера создаются лаконичными и емкими штрихами. Они особенно ярко раскрываются в добром, любовном отношении к Каштанке. Чехов тщательно готовил “Каштанку” к изданию для детей в 1892 году. Он написал новую главу (“Беспокойная ночь”), убрал эпизоды, трудные для детского понимания; разделил рассказ на большее количество глав.

Рассказ “Каштанка”, как и другие произведения, созданные писателем для детей, вошел в золотой фонд русской детской литературы. В дореволюционный период появились и поэтические сборники А. Блока и С. Есенина, адресованные детям.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Произведения Чехова о детях и для детей