Создание эстетической программы реализма в русской литературе
Выступления В. Г. Белинского по поводу «Мертвых душ» Н. В. Гоголя свидетельствовали о глубоком переломе в развитии его эстетических и литературно-критических взглядов, впервые наметившемся в статьях о М. Ю. Лермонтове. Это подтверждают и другие статьи критика, появившиеся в то же время. Для торжества «натуральной школы», для утверждения реализма в русской литературе необходимо было создание теоретической программы реалистического направления литературы.
И критик-демократ создал эту программу.
Знаменателен в этом отношении
Однако этого еще недостаточно для литературы «в полном смысле слова». «Литература,- пишет Белинский,- есть народное сознание, выражение внутренних, духовных интересов общества», а этим «мы пока еще очень небогаты» (V, 570). Критик снова касается проблемы народности литературы и дает афористически выраженную формулировку: «…поэту принадлежит форма, а содержание — истории и действительности его народа». В том же обзоре Белинский с удовлетворением констатирует проникновение художественных принципов А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя в литературу: «Хорошую сторону современной литературы составляет… обращение ее к жизни, к действительности». Всякий, даже посредственный, писатель стремится «изображать и описывать не то, что приснится ему во сне, а то, что есть или бывает в обществе, в действительности.
Такое направление,- заключает критик-реалист,- много обещает в будущем». Но за это правильное направление литературы и за его вождя — автора «Мертвых душ» — нужно было бороться. Эту задачу и берет на себя Белинский.
В этот период огромное значение приобрела «Речь о критике» (1842) Белинского. Поводом для написания статьи под таким заглавием послужила «Речь о критике», произнесенная профессором А. В. Никитенко в торжественном собрании Петербургского университета в марте 1842 г. и вскоре появившаяся в печати. Положительно оценивая ряд суждений, высказанных Никитенко, Белинский выдвигает много оригинальных мыслей, отвечающих его новым идейным позициям.
Белинский сам называет современную эпоху «веком перехода», когда «отжившее прошедшее» и «неведомое будущее» еще борются и смешиваются между собой. «…Наше время алчет убеждений, томится голодом истины» — так определяет Белинский основную потребность своего поколения. Однако направление, в котором следует искать истину, уже наметилось. Новый век не может «жить мечтами», не может находить блаженство в «отвлеченной идеальности», в «приятных заблуждениях». «Действительность — вот лозунг и последнее слово современного мира! Действительность в фактах, в знании, в убеждениях чувства, в заключениях ума».
Белинский по-новому ставит вопрос о соотношении действительного и разумного: «…теперь разум во всем ищет самого себя и только то признает действительным, в чем находит самого себя». Неразумные же явления разум объявляет «только эмпирически существующими, но не действительными». Так закрепляется в мировоззрении Белинского отказ от прежнего «примирения с действительностью».
Исходя из широкого понимания критики, Белинский ее объектом признает и существующую действительность.
Вспоминая, что он сам был некогда «жарким последователем» идеи красоты как «единой цели искусства», критик и теперь признает красоту необходимым условием искусства. «Но с одною красотою,- заявляет он,- искусство еще не далеко уйдет, особенно в наше время». Наш век, пишет Белинский, «решительно отрицает искусство для искусства, красоту для красоты». «…Искусство нашего времени,- утверждает критик,- есть выражение, осуществление в изящных образах современного сознания, современной думы о значении и цели жизни, о путях человечества, о вечных истинах бытия…». Поэт теснейшим образом связан с обществом, с его идейной жизнью, с «духом современности», составляющим пафос его созданий.
И это не мешает поэту свободно следовать своему вдохновению: «Свобода творчества легко согласуется с служением современности: для этого… нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями». Так раскрывает Белинский общественную природу и общественную роль искусства.
Сатирической эпопеей Н. В. Гоголя «Мертвые души» завершился начатый пушкинским стихотворным романом «Евгений Онегин» процесс утверждения реализма в русской литературе. Разрешился почти два десятилетия продолжавшийся спор о месте Пушкина в литературе. Его великие продолжатели Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов и его великий истолкователь В. Г. Белинский доказали историческую закономерность и плодотворность пушкинского новаторства. Развитие реализма было связано с ростом демократических тенденций в русской общественной мысли и литературе.
Новому поколению писателей предстояло усвоить и развить достижения основоположников русского реализма. Этой исторической задаче отвечало формирование «натуральной школы» в литературе 40-х годов.