В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина?

В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина?

Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что имя На­полеона связано с особым типом литературного героя. Для человека наполеоновского склада основными целями являются богатство, слава и власть, он противопоставляет себя обществу, осознает себя личностью исключительной, действует сообразно своим представлениям о достойной его жизни.

Покажите, что имя Наполеона создает в произведении особый ассо­циативный фон, порождающий культурно-исторические реминисценции, аллюзии, цитаты и парафразы, образные сравнения и т.п. Вспомните, что в финале главы “Княжна Мери” романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Печорин не случайно засыпает “сном Наполеона после Ватерлоо”.

Прокомментируйте развернутый намек Порфирия Петровича (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”) на причастность Рас­кольникова к убийству процентщицы: “Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?” Покажите, как он перекликается с пушкинской строкой “Мы все глядим в Наполеоны…”, осуждающей бездушие и эгоизм поколения Онегина. Покажите функциональную зна­чимость наполеоновской фабулы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Суммируя свои наблюдения, сделайте вывод о том, что отечественные классики представили свои индивидуально-авторские варианты, связан­ные с идеей наполеонизма. Общим для всех является идея деромантиза­ции и дегероизации наполеоновского типа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина?