Сочинение на тему Герои времени в рассказах Чехова
-8 Недавно я прочла рассказ Чехова «Ионыч». Чехов страстно бичевал человеческую пошлость в быту и настроениях интеллигенции. Нарисовав множество образов русских интеллигентов, Чехов добился огромной силы типизации.
Имена некоторых его героев стали нарицательными. К их числу принадлежит прежде всего имя Беликова, врага всего нового и свежего, «человека в футляре», живущего под вечным опасением: «Как бы чего не вышло».
Также типична для эпохи Чехова фигура доктора Старцева. Чехов рассказывает печальную историю образованного,
Старцев пытается забежать в жизнь горожан, найти в их сердцах отклики на те мысли и чувства, которыми он живет.
Но скоро «опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и более того неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например,
Но чувство Старцева не нашло отклика. Котик уехала в столицу — и Старцев снова остался одиноким в кругу серых провинциальных обывателей. Через несколько лет после неудачного сватовства Старцев снова встречается с когда-то любимой девушкой.
На минуту в душе его «затеплился огонек». Ему показалось, что прежнее чувство, такое крепкое, радостное и мучительное, которое более того нельзя «передать на словах», появится снова и девица теперь может ответить на него.
Йо Старцев теперь уже другой человек: он сам уже не способен к глубокому чувству. Старцев безнадежно опускается. Его интересуют только денежки, карты да сытый ужин.
Отсутствие высоких облагораживающих порывов и идейных стремлений, прозаичность настроений и душевная сухость превращают его в обывателя, в грубого жадного эгоиста. Изменение психологии Старцева последовательно отражается в его языке. ,Иногда Старцев был еще полон свежих, неистраченных душевных сил, в речах его слышались чувство и искренность. В пору влюбленности в Котика с языка его срываются такие фразы: «Умоляю вас», «Страстно хочу», «Заклинаю вас».
Однако жизнь «без впечатлений, без мыслей» брала свое. Теперешний идеал Старцева — лишь обеспеченность и покой.
Черствый эскулап, не стремящийся потерять ни одной лишней минуты на разговоры с пациентами, он грубо бурчит: «Извольте отвечать только на вопросы.
Не разговаривать!» Так процесс духовного обнищания сказывался в его языке. Мастерство Чехова-рассказчика особенно проявляется в композиции «Ионыча».
Композиция рассказа подчиняется одной общей цели — показать постепенное духовное отрицание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении нескольких страниц? Чехов добивается этого следующими художественными средствами.
Прежде всего постепенно и незаметно упрощается композиционно-сюжетная линия рассказа. Такие компоненты произведения, как пейзаж и диалоги, по мере развития сюжета исчезают, автор искусно ставит это в связь с эволюцией образа героя.
Пока Старцев был молод, он любил музыку, пел, влюблялся, мечтал, вел споры и разговаривал с окружающими. Для характеристики его настроений нужен был и пейзаж лунной ночи, тонко передающий очарование любви, переживаемой героем, и диалоги, обрисовывающие гамму его переживаний. По мере того как круг интересов Старцева суживается, яркие краски из его жизни исчезают. Старцев превращается в угрюмого одинокого обывателя, пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в произведении.
Так как, по словам Чехова, «беллетристика должна укладываться сразу, в секунду», автор, изображая многолетний процесс морального падения героя, расставляет на жизненном пути героя только основные вехи. Мы узнаем, что первое путешествие в град Старцев совершает пешком, потом ездит на паре лошадей и, наконец, на тройке с бубенчиками, с раскормленным кучером на козлах.
Промежуток между этими вехами автор не заполняет ничем, да это и не нужно: рост материального благополучия и огрубения г P9nN1qf