Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова (по пьесе “Вишневый сад”)

Чехова называют мастером короткого рассказа, а еще обличителем пошлости и мещанства. Он презирал обывателей, живущих в своем “футлярном” мирке, отгородившись от жизни. Тема духовного перерождения человека, неумение противостоять мещанской среде постоянно волновали Чехова и находились в центре его писательского интереса.
Писатель не боялся обнаружить “темные закоулки” души. Но делал это, пробуждая мучительное сожаление о растраченных впустую способностях. Отношение Чехова к человеку было взыскательным.
Обычно его рассказы

сосредоточены на одной фигуре, характерной для определенной среды. Таков, например, герой рассказа “Ионыч” Дмитрий Ионыч Старцев, назначенный земским врачом в Дялиж, в девяти верстах от губернского города С. Жизнь здешних горожан скучна, однообразна, обыденна. Судьба человека в таких условиях остро интересовала писателя. Как чувствует себя в этой среде, по сути несовместимой с понятием “жизнь”, интеллигент?

Об этом размышляет автор.
В начале повествования мы видим юношу, преданного своему делу, отдающего всего себя работе. После знакомства с Туркиными, “самой образованной и талантливой

семьей в городе”, он целый год не может найти время, чтобы вновь побывать у них, – так много работы в больнице.
Но Туркины настоятельно зовут его, так как Вера Иосифовна страдает мигренями, и Старцев начинает регулярно бывать в этом семействе. Глава семьи – Иван Петрович играет в любительских спектаклях, показывает фокусы, острит. Вера Иосифовна – пишет романы, которые читает своим гостям, а затем прячет в шкаф.

Екатерина, их дочь, берет уроки игры на фортепьяно и, возомнив себя пианисткой, хочет продолжать учебу в консерватории, чем очень расстраивает мать.
Влюбившись в Екатерину, Старцев говорит с ней о литературе, искусстве, с удовольствием слушает ее рассказы о прочитанных ею книгах. Но на предложение руки и сердца Екатерина отвечает отказом: “Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки”.
Отказ оскорбляет его самолюбие. Ему жаль, что любовные мечты обернулись столь глупым финалом. Три дня он не ел, все валилось у него из рук.

Правда, узнав, что Екатерина Ивановна уехала поступать в консерваторию в Москву, он вновь зажил прежней жизнью.
Старцеву казалось, что жизнь его течет по прежнему руслу. Но на самом деле за четыре года он до неузнаваемости изменился. Теперь у него, разбогатевшего, обширная практика, “он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой”.

Он встречался со многими людьми, но ни с кем не сходился близко, потому как понял, что с обывателями можно разговаривать лишь о съестном и играть в карты. Больше того, их самих злили разговоры Старцева о том, что надо трудиться. Они воспринимали это как упреки и начинали сердито с ним спорить.

В конце концов Старцев стал избегать серьезных разговоров.
В городе он получил прозвище “поляк надутый”. От развлечений, вроде посещения театра и концертов, он отказался, зато каждый вечер часа по три играл в карты. Незаметно, мало-помалу он втянулся в новое развлечение – Старцев стал копить деньги и класть их на текущий счет.
Через четыре года в город возвращается Екатерина. Расставшись со своими иллюзиями, она воспринимает Старцева таким, каким знала ранее, – идеальным и возвышенным человеком, ведь он служит людям. Но Старцев уже не таков. “Как мы поживаем тут?

Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”, – честно говорит он Кате.

И при этом думает о семействе Туркиных: “…если самые талантливые люди в городе так бездарны, так что же должен быть город”.
Прошло еще несколько лет, и среда окончательно заела земского врача. Теперь все зовут его просто Ионычем. Он заплыл жиром, его одолела жадность, сильно изменился его характер: стал тяжелым, раздражительным.

Принимая больных, он сердится, стучит палкой, кричит неприятным голосом: “Извольте отвечать только на вопросы!” Чехов пишет: “Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует”.
Что произошло? Почему из горячего юноши Дмитрий Старцев превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Среда заела?

Или он сам растерял все лучшее, что было в нем смолоду? В “Ионыче” писатель не дает прямого ответа на этот вопрос. Но в других рассказах позиция автора уже более определенна.

Он достаточно ясно говорит, что нельзя списывать все на формулу “среда заела”. Человек должен бороться за лучшее в себе.
Духовным братом Ионыча является герой рассказа “Крыжовник” Николай Иванович, все жизненные помыслы которого сводились к приобретению “усадьбы с крыжовником”. Усадьба, собственнические интересы становятся его своеобразным футляром. Ради воплощения своей мечты он готов недоедать.

Женившись без любви на старой, некрасивой вдове, у которой “водились деньжонки”, держит ее впроголодь, и она скоро умирает.
Став же владельцем имения, прежний работяга-чиновник превращается в настоящего барина, говорящего, “точно министр”. Он постоянно повторяет “мы, дворяне”, “я как дворянин”, забыв, что его отец был мужиком, а дед – солдатом. Меняется его внешность. Он “постарел, пополнел, обрюзг”.

И сам он, и его кухарка, и даже его собака стали похожи на свиней. Он и рассуждать-то стал по-иному: образование для народа преждевременно, телесные наказания в некоторых случаях полезны и незаменимы.
“Принято говорить, что человеку нужно три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку”, – говорит устами рассказчика Чехов. Он восклицает: “Больше так жить невозможно!” Писатель видел выход в одном: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти…”
Таким человеком с молоточком, не дающим успокоиться,,был, в сущности, сам Чехов. Пробуждая людей к яркой, свободной жизни, писатель страстно призывал: “Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова (по пьесе “Вишневый сад”)