Мать и дочь Раневские в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”
Чем больше привычек имеет человек, Тем меньше он свободен и независим. И. Кант
“Вишневый сад” был написан Чеховым в завершение творческого пути писателя. Пьеса начинается с того, что Раневская приезжает в свое поместье, а в конце II действия уезжает снова но Францию. И между этими событиями эпизоды жизни в поместье Гаева и Раневской.
Отношения, переживания, чувства и стремления говорят о духовных процессах времени. В основном складывается впечатление “шаткости” общения персонажей. Например, обращение Лопухина к Раневской:
Раневская обращается к Ане, целуя руки: “Ненаглядная дитюся моя…”. Не только о любви друг к другу, но и о любви к Родине, вишневому саду говорит, почти плача, Раневская. Все ее излияния постоянно, однако, перемежаются совсем противоположными поступками. Раневская является представительницей старого, отжившего времени, в то время как Аня женщина нового времени, у которой еще вся жизнь впереди.
Этим и объясняются поведение
И мама не понимает! Сядем, а она требует самое дорогое…”. Безденежье и недовольство друг другом четко слышатся в репликах.
Только Петя Трофимов “предчувствует счастье” в далеком будущем и зовет идти дорогой “необычайного, непрерывного труда”. Раневская, конечно же, не верит Трофимову. Аня же, напротив, тянется к его идеям. Даже когда был продан вишневый сад и Раневская была в отчаянии, Аня успокаивала: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится па твою душу…”.
Одна Аня мечтает обрести “новый чудесный мир”. Она стоит как бы в стороне от главного события пьесы. Хотя Аня и могла стать наследницей и матери, и дяди, но ее духовная жизнь складывается вне ее положения в семье.
Раневская-мать стремится прожить жизнь, ничего не упустив. При этом она говорит: “Я точно потеряла зрение: ничего пе вижу”. Это как бы говорит о том, что герои пьесы не видят и не слышат движения истории, не улавливают переходов, изменений.
При первом же знакомстве с Раневской-матерью мы видим в ней барыню, умиленную видом комнаты. Она проста, обаятельна, внешне добра. Но доброта ее оказывается чисто внешней: Раневская раздает милостыню в то время, как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, когда нечем оплатить долги.
Прожив жизнь, она остается большим ребенком (так нее, как и Гаев). Вишневый сад дорог Раневской как воспоминание о детстве, молодости, благополучии.
В образах Ани и Пети Трофимова Чехов представляет новое поколение. Он надеется на то, что они начнут переустройство жизни на новых, справедливых, демократических началах. Именно они должны превратить Россию в цветущий вишневый сад.
Сама Аня легко расстается с погибшим имением. “Начинается новая жизнь, мама!” – объясняет она Раневской. Именно Аня при расставании с имением говорит: “Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!”.
Можно заметить, что молодые герои “Вишневого сада” далеки от быта усадьбы, дни свои проводят в разговорах. Совсем иначе себя ведут герои старшего поколения, хотя и они не отличаются особой активностью.
Мысль о будущем открывает в финале произведения далекие горизонты жизни. Открытый финал пьесы говорит о том, что жизнь продолжается и обещает заманчивые перемены.