Падение Старцева в рассказе Чехова “Ионыч”
Одна из главных тем творчества Чехова – разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции” Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста.
Действие рассказа развивается на фоне провинциального городка с его однообразной и скучной обывательской жизнью. Показывая постепенное перерождение своего героя,
В начале рассказа, когда Старцев только назначен земским врачом, он молод, бодр, жизнерадостен, он любит труд и свою профессию доктора. Старцев по своему развитию и интересам стоит выше городских обывателей. Он способен к искренним чувствам, любви, понимает поэзию природы, ему доступны романтические настроения.
Но уже тогда Чехов намеками указывает на те черты своего героя, которые получат развитие и затем превратят его в “Ионыча”, прежде всего – практицизм и
Старцев за один год в земстве успел развить частную практику и его тянет к спокойной жизни.
Прошло четыре года. Чехов берет те стороны жизни Старцева, о которых говорил ранее, и показывает, как происходит увядание, опустошение человеческой души. Раньше старцев любил труд и с большим удовольствием работал в земской больнице, теперь у него большая практика в городе, и он гоняется лишь за рублем, потеряв интерес и сострадание к больным. Круг его интересов чрезвычайно сузился, и теперь волнуют лишь картежная игра и нажива.
Глубину его душевного опустошения показывает его отношение к девушке, которую он недавно любил. Теперь при встречах с Екатериной Ивановной он чувствует лишь беспокойство и безотчетный страх за себя, за свою сытую, размеренную жизнь: “А хорошо, что я на ней не женился”.
Прошло еще несколько лет жизни “без впечатлений, без мыслей”. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и ходит, “откинув голову назад”. Жажда наживы окончательно овладела им и вытеснила другие чувства.
Ему “некогда вздохнуть”, он, несмотря на громадную частную практику, не бросает и земского места, его одолела жадность, “хочется поспеть и здесь и там”. Он стал толстокожим и нечувствительным к чужому горю. Проходя через комнаты предназначенного для продажи дома, он, не обращая внимание на неодетых женщин и детей, тычет палкой и спрашивает: “Это кабинет?
Это спальня? А тут что?”
Когда в клубе кто-нибудь заговаривает о Туркиных, он спрашивает: “Это вы про тех, что дочка играет на фортепьянах?” Так говорить о девушке, которую когда-то любил, пусть даже любовь и прошла, может только человек дошедший до последней степени духовной опустошенности.
Что привело Старцева к этому? Чехов утверждает, что обывательская среда, пошлая и ничтожная, губит лучшее, что есть в человеке, если в самом человеке нет некоего “идейного противоядия” и внутреннего осознанного протеста. История Старцева заставляет нас задуматься о том, что превращает человека в духовного урода.
По-моему, страшнее всего в жизни – падение личности в трясину обывательства и пошлого мещанства.