Сочинение на тему: “БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС” (проблема выбора в трагедии “Гамлет”)

И. В. Гете говорил о Шекспире, что “великой основой его произведений является правда и сама жизнь; потому-то все им написанное и кажется таким подлинным и сильным”. Произведения Шекспира поражают правдивостью и удивитель­но широким охватом жизненных явлений. Вели­кий драматург был уверен, что судьба человека – результат взаимодействия данной личности с ок­ружающими ее обстоятельствами.

Он убедитель­но показал, как в современном ему мире самые благородные, умные и одаренные люди погиба­ют под натиском темных сил, враждебных чис­тоте

и человечности, с какой легкостью душами людей овладевает зло и к чему это приводит.

“Гамлет” В. Шекспира – трагедия, в которой содержится много различных проблем. В сюже­те трагедии органично соединены такие разнооб­разные и важные темы, как любовь, дружба, се­мья, долг, общественные отношения, совесть, честь и верность.

Гамлет – дитя эпохи Возрождения, ему в рав­ной мере присущи и гениальность, и заблужде­ния гуманистов. Офелия говорит, что прежде Гамлет был “соединеньем знанья, красноречья и доблести… законодателем вкусов и приличий… цветом надежд”. Но Офелия забыла или

не заме­тила, что Гамлет прежде всего и больше всего – человек.

Когда Горацио, вспоминая отца Гамле­та, говорит: “Я помню – он во всем был коро­лем”, принц очень резко возражает своему дру­гу: “Он человек был в полном смысле слова. Уж мне такого больше не видать!”

Самого Горацио, отбросив все условности века, Гамлет приблизил к себе, лишь в нем увидев насто­ящего друга. Во времена Шекспира таких людей, как Гамлет и Горацио – наследника престола и бедного студента, – отделяла огромная дистанция. В реальной жизни между ними могли существовать только отношения господина и покорного слуги. Горацио отлично знает об этом и потому, привет­ствуя обрадованного их встречей принца, традици­онно заявляет, что остается “верным ему рабом до гроба”, и слышит в ответ: “Какой ты раб!

Мы по­просту друзья!” Такую фразу мог произнести дале­ко не всякий ученый-гуманист, большинство из них, отстаивая права личности, все-таки продол­жали относиться с недоверием, презрением, а иног­да и страхом к выходцам из народа.

Гамлет отличается широтой ума, острой на­блюдательностью и основанным на ней искусст­вом предвидения, скромностью, простотой, доб­рым отношением к людям, стремлением к прав­де, желанием благоденствия и счастья для окру­жающих. Он верит в человека, в возвышенные гуманистические идеалы, в нем нет эгоизма, при­знаков аристократической спеси и чванства: Гам­лет всегда и всюду говорит о себе “я”, а не “мы”, как это было принято у царственных особ и как себя называли король Клавдий, королева Герт­руда и принц Фортинбрас. Для Гамлета ничего не значили высокие звания, чины и почести, для него все они – внешняя оболочка человека.

По словам И. Верцмана, “в уме Гамлета давно сло­жилось представление об опорных столбах, на которых держится государство… эти столбы – политик, готовый обмануть самого Господа Бога; придворный, тяжелый труд которого – с утра до вечера расточать лесть своему властелину; зако­новед с его кляузами и крючкотворством; скуп­щик земли с его “землевладельческой башкой”, набитой лишь поручительствами, взысканиями, купчими.

Гамлет появляется в тот момент, когда в его душе происходит диалектический перелом: не­ожиданная и нелепая смерть отца, в котором он видел образец подлинного человека, погружает принца в глубокое горе и меняет его отношение к жизни.

Гамлет сначала верил, что отец погиб от укуса змеи, хотя у принца и тогда были смутные пред­чувствия о причастности Клавдия. У Гамлета ана­литический склад ума: частные явления приводят его к философским обобщениям, поэтому смерть отца воспринимается им как общее нарушение гармонии жизни и вызывает в нем мрачные мыс­ли о всевластии случая и бренности бытия. Ско­ропалительный брак матери с Клавдием, ничто­жество которого давно известно Гамлету, наносит сокрушительный удар пламенной вере принца в человека. Окончательная переоценка ценностей происходит в его душе, когда он узнает о настоя­щей причине смерти отца, предательски убитого собственным братом.

Даже во время встречи с при­зраком отца, побуждающего принца к мести, Гам­лет занят не столько мыслями, о мщении, сколько трагическими размышлениями о “погубленном веке”, о том, что в Дании “можно улыбаться и быть мерзавцем”, что “нет в Дании такого негодяя, ко­торый дрянью не был бы при том”. В результате принц начинает осознавать резкий разлад между мечтой и реальностью.

Гамлет мыслит общими категориями и озабо­чен не собственной, личной судьбой, а судьбами всего государства и человечества. Об этом свиде­тельствуют его постоянные рассуждения и моно­лог “Быть или не быть”. Говоря о “бесплодье ум­ственного тупика”, о необходимости решитель­ной “схватки с целым морем бед”, Гамлет вспо­минает о бесчисленных бедствиях и несчастьях, которые сопровождают жизнь людей. Но это не те горести и заботы, которые могут выпасть на долю высокопоставленных особ, а страдания на­рода, потому что именно простым людям сужде­но нести все “униженья века”:

Насмешки недостойных над достойным,

Неправду угнетателя, вельмож

Заносчивость, отринутое чувство,

Нескорый суд.

Осознав неустроенность мира, который теперь кажется ему тюрьмой, “со множеством арестант­ских, темниц и подземелий, из которых Дания – наихудшая”, Гамлет понимает необходимость борьбы с царящим в мире злом и одновременно ощущает собственное бессилие и не знает истинных путей к искоренению зла, поэтому сомневается и колеблется. Величие и трагизм Гамлета порожде­на разрывом “между обязанностью мыслителя и долгом борца”.

Но сомнения и колебания Гамлета – вовсе не свидетельство слабости его воли. В. Г. Белинский утверждал, что “от природы Гамлет человек силь­ный: его желчная ирония, его мгновенные вспыш­ки, его страстные выходки в разговоре с матерью, гордое презрение и нескрываемая ненависть к дяде – все это свидетельствует об энергии и ве­ликости души”.

Гамлет переоценивает ценности жизни, осоз­нает безграничность повсеместно царящего зла и упорно борется против собственной слабости, ко­торая мешает ему активно действовать. М. Мо­розов пишет: “Гамлет не мог решить вопроса. Величие его заключается в том, что этот вопрос был им поставлен.

И в течение столетий гениаль­ная трагедия Шекспира будила мысль, звала к осуществлению светлых гуманистических идеа­лов”.

В Гамлете с удивительной правдой и силой воплотились черты людей переходного времени. “История творит их, делает это в моменты тра­гического напряжения, – не затем, чтобы от­влечься или зло позабавиться, она не теряет их бесследно и не утаивает как легкомысленные свои грехи “… “Гамлет уверен, что печальная по­весть о его жизни нужна людям – как урок, пре­достережение и призыв… Своей судьбой он сви­детельствует о трагических противоречиях исто­рии, трудной, но все более настойчивой ее работе по очеловечиванию человека. И доказывает осо­бое значение мужественной индивидуальной жертвы в трагических обстоятельствах”, – пи­шет М. В. Урнов.

В мысли и слова своих героев Шекспир вло­жил много собственных мыслей, чувств и пере­живаний, но отождествлять автора с каким-нибудь одним героем нельзя. У самого драматурга никогда не было такого безысходного пессимиз­ма и отчаяния, той утраты доверия к людям, которые свойственны Гамлету. Шекспир верил в освобождение человечества от зла и неправды, в победу правды и справедливости.

Глоссарий:

– сочинение на тему быть или не быть

– быть или не быть сочинение

– быть или не быть вот в чем вопрос сочинение

– сочинение быть или не быть

– как гамлет решил для себя вопрос быть или не быть


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: “БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС” (проблема выбора в трагедии “Гамлет”)