Вечные проблемы добра и зла в трагедии Шекспира “Гамлет”
В начале XVII ст. столкновенье мира, в котором властвуют “сила золота и губительные страсти”, со старым светом жестокого феодального насилия покачнули светлую веру гуманистов в торжество добра, человечности, чести. Именно в те времена драматург Вильям Шекспир создает свое наиболее произведение – трагедию “Гамлет”. И Принц Гамлет, главный герой трагедии, сначала возникает перед нами как типичный интеллигент-гуманист, который искренне верит в человека. Он – студент одного из университетов в своего времени, окружен друзьями.
Преисполненный
Принц клянется отомстить негодяю, и отныне месть становится содержанием его жизни. В знаменитом монологе Гамлета о человеке автор показывает, что в принце начинается
“Что за мастерское произведение мужчины! Какой благородный умом! Какой безграничный дарованием! Как поражает и приводит в удивление фигурой и движениями!
Действием подобен ангелу! Понятливостью – к божеству! Украшение вселенной!”
Подлое убийство отца, неприличное и позорное замужество матери с Клавдием, вероломство придворных, измена друзей и слабость любимой, – все это, наполняя душу невыносимыми страданиями, безжалостно сталкивает принца с проблемами реальной жизни. Приходит горькое сознание того, что
“Дания – тюрьма”, “возраст разладился”, угар “свихнулся”.
Одев маску шута, Гамлет вступает в неравный смертельный бой. Он убивает Полония, который шпионит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, бросает Офелию, которая не может противостоять злу и тянет интригу против Гамлета. Не об отплате за личную несправедливость или только о месте за вбитого отца думает Гамлет; душу его растравляют раздумья о необходимости битвы с мировым злом:
“О доля зла моя! Почему направит ее должен я?” Но ли имеет он на это право? Ведь зло живет и в нем самом: “Сам я более или менее честный, да и то мог бы закинуть себе кое-что такое, что лучше было бы моей маме и не родить меня на мир.
Я очень напыщенный, мстительный, честолюбивый… Мы все ярые прохиндеи…”
Как же тогда победить зло? Как помочь человеку стать “украшением вселенной”? Гамлет, страдая под бременем вселенского мучения, ставя перед собой фатальный вопрос: “Или быть, или не быть?” В решении этого вопроса и заключается сущность трагедии Гамлета – трагедии личности, которая пришла в мир слишком рано и выразительно увидела его несовершенство.
Это – трагедия ума. “Так ум пугливыми нас делает, яркие краски наглой отваги от раздумий теряют цвет свой, а намерения высокие, умирают, еще не воплотившись в действие”. Отсюда и скорбь Гамлета, который сознает, что в борьбе со злом единственно возможным средством есть то самое зло, применение которого искажает у цель. Отсюда почти вопль, который вырывается из груди Гамлета перед встречей с матерью:
Не предай природы, сердце, не разреши Нероновой души войти в эту грудь. Пусть буду я жестоким – и не зверем, пусть ранит острое слово – не кинжал, душа и мой язык пусть лицемерят. Хотя как слова покрасть сердце ей, соединить, душа, с делом их не смей!
В нем все кипит, клокочет, вздрагивает, он на самом деле близкий к сумасшествию, так как зрелище господствующего зла невыносимо для него. И Гамлет, в конце концов принимает решение. Взяв на себя личную ответственность за мировое зло, за все несовершенства и страдание людей на земле, ощущая свою одинокость и сознавая свое бессилие, Гамлет все же таки бросается в бой и гибнет как борец, завещая нам образец поведения человека и понимание того, каким смелым должны быть он.
Душа побеждает в борьбе за высокие человеческие идеалы. Трагедия Шекспира поднимает вечные проблемы: разногласие между идеалом и действием, целью и средствами ее достижения, роль личности в истории и, в конце концов, в чем заключается смысл жизни каждого человека