Сочетание трагедии и комизма, реальности и фантастики в сборнике повестей “Миргород” Н. В. Гоголя



1. Отголоски древних легенд и сказок в “Вие”.
2. Историческое прошлое Украины в “Тарасе Бульбе”.
3. Современная автору реальность в повестях.
4. Особенности композиции сборника “Миргород”.
Сборник повестей “Миргород” Н. В. Гоголя имеет подзаголовок “Повести, служащие продолжением “Вечеров на хуторе близ Диканьки””. Действительно, легко заметить общие черты этих двух сборников: в обоих события развиваются на Украине, и в обоих сборниках соседствуют повести как с фантастическим, так и с реалистическим

сюжетами. Фантастическую линию “Вечеров на хуторе близ Диканьки” продолжает повесть “Вий”, в которой нашли отражение многие древние верования, характерные не только для украинцев, но и для многих других народов.

Как пояснил сам автор, Вий, по народным поверьям – это начальник гномов, у которого веки необычайно длинные, до самой земли. Поэтому он и приказывает своему воинству поднять ему веки.
Сказочный сюжет “Вия”, который Гоголь позаимствовал из украинского фольклора, как и все фантастические предания древнего происхождения конечно же, как и все подобные истории, имеет глубокий

смысл, который не всегда заметен за внешними эффектами.
Хома и его спутник сбились с пути – весьма обыкновенное начало многих легенд. В самом деле как часто человек блуждает по жизни, не находя верного пути! Встреча с ведьмой – это столкновение человека с реальностью, подлинность существования которой периодически оспаривается.

Победу, которую Хоме удалось одержать над ведьмой, еще нужно подтвердить. Жуткие сотоварищи погибшей панночки вновь и вновь являются на духовную битву со злополучным философом. Круг, который Хома начертил на полу – древний атрибут магов, своего рода граница, через которую силы иного мира переступить не могут.

Чудовища, которые обступают Хому – образы человеческих страхов. “…Пропал он… оттого, что побоялся. А если бы он не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать” – к такому выводу приходят товарищи героя.
Попутно со зловещими образами ведьмы, чудовищ, Вия в повести встречаются и смешные мотивы – например, упоминания о привычке одного из товарищей Хомы тащить все, что плохо лежит, будь то даже старая подошва от сапога.

В повести “Тарас Бульба” автор обращается к историческому прошлому Украины, в особенности Запорожской Сечи. В этом произведении Гоголь показывает быт и нравы казаков. Бесстрашный в военных набегах, главный герой повести в семейном быту являет себя грубым самодуром, обращающимся с женой как с рабыней, нисколько не считающимся с ее чувствами.

Этому человеку чужда жалость к сыну, перешедшему на сторону врагов. Тот же самый Бульба готов рискнуть всем на свете, лишь бы спасти другого своего сына, попавшего в плен. Необузданный нрав, ни в чем не ведающий удержу, будь то гульба, война, месть – вот каков Тарас Бульба, достойный сын своего времени и народа. Отчаянная отвага в бою с врагами и беспощадное истребление женщин и детей, приверженность христианской вере и забвение главной ее заповеди, заповеди прощения…

В повести “Тарас Бульба” автор верен жестокой исторической правде, он не приукрашивает и не оправдывает своего героя. Мучительная смерть Бульбы, сожженного на костре врагами, – такая же месть за убитых им, какую он творил за своего казненного сына. “Око за око, и зуб за зуб”. Бульба и его враги, одинаково фанатично считающие себя приверженцами истинной Христовой веры, до конца верны именно этому языческому закону.

Но в глазах своих земляков Бульба остается героем. Образ его действий таков, какова эпоха. Личные достоинства, зачастую переходящие в свою противоположность, воспринимаются сторонниками героя в духе идеалов, господствующих в их умах.

Совершенно иное звучание у двух других повестей, вошедших в сборник “Миргород”. Повесть “Старосветские помещики” – это история супружеской пары, через всю жизнь пронесшей чувство взаимной любви и заботу друг о друге. Однако с трогательной сельской идиллией гостеприимных старичков соседствует их бесхозяйственность (слуги бездельничают, объедаются и воруют) и узость интересов – все их внимание направлено главным образом на то, чтобы вкусно покушать.

Комичное впечатление производят разговоры Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны о том, чего бы съесть, или бессмысленные рассуждения Афанасия Ивановича относительно того, что он намерен пойти на войну, где они с Пульхерией Ивановной будут жить, если дом вдруг сгорит.

Автор с умилением рисует доброту, радушие и приветливость этих людей. В то же время безыскусное повествование об их житье-бытье дает возможность почувствовать однообразие и бесцельность их существования, поглощенного мелкими заботами. Гоголь показывает и высокие нравственные достоинства своих героев: Пульхерия Ивановна перед смертью полна беспокойства о своем муже.

Афанасий Иванович, который прожил после нее еще пять лет, постоянно тосковал по жене. “Положите меня рядом с Пульхерией Ивановной”, – были его последние слова.

В “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Гоголь продолжает тему затхлого и серого провинциального быта, бесцельного и праздного существования. Два соседа долгие годы были закадычными приятелями, но случайно произнесенное в споре бранное слово сделало их врагами не на жизнь, а на смерть. С этого момента оба почтенных человека одержимы одной мыслью, как навредить соседу.

В конце концов дело доходит до судебного разбирательства. Главной радостью для бывших приятелей становится известие о том, что скоро дело решится – каждый уверен, что в его пользу. “Скучно на этом свете, господа!” – этой фразой Гоголя завершает и “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”, и сборник “Миргород”. Нужно сказать несколько слов и о композиции сборника.

Как и “Вечера на хуторе близ Диканьки”, он состоит из двух частей: в первую вошли повести “Старосветские помещики” и “Тарас Бульба”, а во вторую – “Вий” и “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.

Однако нетрудно заметить, что “Старосветские помещики” и “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” гораздо ближе и тематически, и по времени описываемых событий. Однако автор поместил их в разные части сборника. Гоголь начинает “Миргород” с повести о жизни захолустных помещиков, своих современников, а затем показывает яркие и неохватные картины исторического прошлого, словно для контраста. Подобный же контраст просматривается и в сюжетах повестей из второй части сборника: история противостояния человека злым духам и рассказ о глупой ссоре двух приятелей.

Данная композиция сборника позволяет автору провести мысль об измельчании человеческой души: на смену странствиям и сражениям приходит скучное существование на одном месте, лишенное серьезных занятий. Эту идею автора и подчеркивает фраза, которой завершается “Миргород”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочетание трагедии и комизма, реальности и фантастики в сборнике повестей “Миргород” Н. В. Гоголя