Повести Н. В. Гоголя в цикле в “Миргород”

Повести Н. В. Гоголя, вошедшие в “Миргород”, были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собрания сочинений писателя. Сборник “Миргород” во многом является продолжением первого сборника, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель развивает тему жизни и быта украинских крестьян и казаков (“Вий”, “Тарас Бульба”) и мелкопоместного дворянства (“Старосветские помещики”, “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”).

В

манере Гоголя сохраняется стремление к яркому описанию картин украинской природы, читатель найдет в этом сборнике элементы фантастики, чисто гоголевский лукаво-иронический юмор.

Писатель, давая “Миргороду” подзаголовок “Повести, служащие продолжением “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и сам оценивал его таким же образом. Но вместе с тем “Миргород” существенно отличается от “Вечеров”. Второй сборник повестей свидетельствует о том, что в творчестве Гоголя возобладал реалистический метод изображения действительности.

(middle) -->

Писатель отражает жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее существенное с социально-психологической точки зрения. Таковы Хома Брут и сотник (“Вий”), Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна (“Старосветские помещики”), Иван Иванович и Иван Никифорович (“Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”). Выражением величия народного духа является образ Тараса Бульбы из одноименной повести, в которой Гоголь с эпической широтой изобразил один из наиболее драматических периодов в истории украинского народа – период борьбы за независимость против панской Польши (см. “Тарас Бульба”). Фантастика в “Миргороде” (повесть “Вий”) не является самоцелью, а служит определенным средством выражения жизненно правдивых обстоятельств и характеров: так, нечистые силы в повести “Вий” находятся в подчинении аристократической верхушки села и противостоят народу.

Претерпевает изменения в “Миргороде” и гоголевский юмор.

Он становится острее, резче, часто переходит в сатиру. Именно здесь юмор Гоголя начинает звучать, по верному замечанию Белинского, как “смех сквозь слезы”, свидетельствуя о глубоком понимании писателем сущности противоречий окружавшей его действительности. Писатель видит, что жизненные контрасты не случайны, а имеют социальную природу.

Характеры миргородских помещиков и чиновников – порождение определенного жизненного уклада. Обыватели Миргорода не могут выйти за рамки этого уклада, и в этом трагизм их положения.

МИФ – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждения в существовании божественных сил. По форме миф напоминает сказку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе всегда объясняется то, о чем рассказывается.

В отличие от легенды, миф не имеет элементов подлинного факта, а целиком исходит из вымышленного.

МОДЕРНИЗМ – общее значение направлений искусства и литературы конца XIX – начала XX века, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Повести Н. В. Гоголя в цикле в “Миргород”