Проза XIX века. Рассказово-очерковая демократическая проза
Их создала эпоха освобождения крестьян и
Других реформ, они вдохновились идеей
Служения народу, которое осуществлялось
Для них ревностным изучением его быта.
А. Н. Пыпин
Демократическая беллетристика шестидесятых годов, используя богатые традиции русской литературы в изображении крестьянства, органично влилась в литературный процесс и заняла свое место как определенная типологическая разновидность русского реализма.
Беллетристы-шестидесятники следовали программе «Современника» — изображать даже самые пороки
Именно она как целевая установка журнала «Современник» на изображение тяжелых сторон народной жизни характеризует своеобразие их художественного мышления и отчасти специфику
Они проявляют наибольший интерес к цифрам и фактам. Однако народно-поэтическое искусство и культура также являются для них источником духовности народа, неотъемлемым составляющим качеством русской души, обращение к которому придает иные художественно-эстетические начала их творчеству.
Народное искусство как часть народного быта и мировоззрения крестьян входит в художественную систему демократической беллетристики. Фольклор в их произведениях отличается фактографичностью, подлинностью материала, создающими определенный реализм изображения. Для них характерно внимание к разговорной стихии народного языка, афоризмам, пословицам, поговоркам как источнику изучения правды о народе, его мировоззрения. Авторы очерков насыщают речь своих героев пословицами и поговорками: «дворовой нарядлив, до чужих горшков повадлив»; «часом с квасом, порой с водой»; «приучишь калачом, не отучишь толкачом» и т. д. Пословицы используются писателями в авторской речи и придают авторским отступлениям колорит разговорной народной речи.
В очеркистике 60-х годов представлены рассказы крестьян о виденном и пережитом, мнения, слухи, толки, речи — все это находит выражение в системе изобразительных средств.
В центре внимания этнографической прозы — народная душа, народная психология, народное мировоззрение. Герой — чаще всего собирательный образ народа — могучий народный гений, наделенный богатырскими силами, практическим изобретательным умом. Обобщенный герой получает индивидуальное психологическое выражение в определенных ситуациях.
Этнографически отчетливое видение реального мира позволяет изображать психологически четкие трагические ситуации. Психологический подтекст усиливается при помощи введения в повествование пейзажа, всесторонне раскрывающего в экстремальных условиях духовную и физическую сущность человека. Природа является психологическим фактором, катализатором в раскрытии характера и ситуации — автор и герой.
Пейзаж обнажает чувства и переживания самого рассказчика-повествователя, а также придает в этнографическом очерке особую эмоциональную выразительность строгому, подчас документальному повествованию.
Этнографическая проза приобретает эмоциональный характер также от привнесения в нее песенной стихии народной лирики, образцов исконно национальной культуры, углубляющей психологическую нюансировку образов, сцен, чувств, действий героев. Наличие фольклора в художественной системе прозы создает и психологические коллизии, способствует раскрытию индивидуальной психологии героя, обнажает мир его эмоций. Прекрасные человеческие качества формируются на фоне русской песенности и народной поэзии. В общении с фольклором раскрываются самобытные характеры, проявляется талантливость народа.
Сокровенный мир человека, изображенный через контакт с песней, устной народной поэзией, психологически глубоко достоверен. Демократическая беллетристика вливается в литературный процесс времени и создает целостное представление о его многогранности и разнообразии.