Как в пьесе А. Н. Островского “Гроза” соотносятся поэзия и проза жизни? (ЕГЭ по русскому)
Рутина и повседневность считаются олицетворением прозы жизни. Поэзии свойственно дарить нам редкие минуты счастья в награду за терпение.
А. Н. Островский в 1859 году после того, как были подведены им итоги путешествия по России 1855 года, написал произведение “Гроза”. Путешествуя по Волге, автор обзавелся огромным объемом материала. Островский благодаря соприкосновению с реальным проявлением жизни городов, удаленных от Москвы, убедился в том, что основой русской жизни на их территории считаются семьи купцов и мещан.
В качестве примера
Островскому удалась яркая передача картины застойной жизни России, благодаря чему был выявлен факт потребности в изменениях.
Описанию жизни в этом городе отведена значительная роль при раскрытии идейной задумки произведения, осознании внутреннего мира героев. Во время прочтения “Грозы”, мы сразу же обращаем внимание на то восхищение, с которым герои воспринимают красоту природы Калинова. Необыкновенным видом на Волгу потрясен Кулигин, самим автором
Одновременно, герой произносит монолог, касающийся жестокости нравов города, до этого момента представляемого читателю раем.
Властвуют в Калинове помещики-самодуры, представленные в образе Дикого и Кабанихи. Савелом Прокофьевичем в городе устанавливаются его порядки, он поступает бесчестно с людьми, а Марфа Игнатьевна бесчеловечно относится к домочадцам. Контрастное изображение города и его жителей призвано навести на размышления связанные с тем, что и в местности, удивительной по красоте, можно наблюдать невежественное, бездушное отношение к человеку.
Местом действия пьесы стала полноводная и широкая река Волге. Крутые ее берега являются олицетворением силы духа, свободы. Данный образ символизирует Катерину: она в финале пьесы бросается в реку.
Благодаря приему символизации подчеркивается сила воли героини, стремление освободиться от всего постылого и победить представителей “темного царства”.
Related posts:
- “Хозяева” жизни и их “жертвы” в пьесе Островского “Гроза” Литератор Юрьев отмечал: “Грозу” не Островский написал, “Грозу” Волга написала”. Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию. Богатые купцы […]...
- Калинов и его обитатели по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Город Калинов на Волге – вымышленное место Островским, показывающий все черты провинциальных городов России. Островский заимствовал часть сюжета во время отдыха в Костромской губернии. Автор в лице Кулигина показывает, что люди не замечают красоту природы и видят только всю черноту этого города. Островский показывает Калинов в положении глубинного разлада его жителей. Раскол в городе показывает […]...
- Город Калинов и его обитатели (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Конфликт пьесы А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. На мой взгляд, Островский сравнивает мир этого города со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и правилам, неизвестно кем установленным, но неприкосновенным, священным. В “Грозе” нет действующих лиц, которые выходили бы […]...
- Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Александр Николаевич Островский – крупнейший драматург прошлого столетия. Его знаменитые пьесы и по сей день входят в репертуар многих театров России. “Он начал необыкновенно,” – писал о нем И. С. Тургенев. После того, как Островский прочитал свою первую пьесу “Картина семейного счастья”, его сразу же окрестили, “светилом в отечественной литературе”. И сразу перед ним открылись […]...
- На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского “Гроза”) Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки автора в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи на Волге”. Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла – “Гроза”, и […]...
- Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… Н. А. Добролюбов План I. Познавательное значение пьес А. Н. Островского. II. Обличение тирании “темного царства”. 1. “Жестокие нравы” города Калинова. 2. Образ самодура Дикого. 3. Ханжество Кабанихи. 4. Молодое […]...
- “Темное царство” в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Свою пьесу А. Н. Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе. В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую “темное царство”. Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам […]...
- Система образов в пьесе А. Н. Островского “Гроза” В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”. Название – ключ к пониманию произведения. Образ грозы […]...
- Сочинение по пьесе Островского “Гроза” Название своей знаменитой пьесе “Гроза” Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более того, в этой пьесе гроза, как природное явление, является одним из действующих лиц, участников происходящего в произведении. А различные явления грозы смогли показать практически все стороны роковых столкновений сторон. Кроме […]...
- Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского “Гроза”. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский Пьеса ” Гроза” А. Н. Островского создана в 1859 году. В своем произведении автор ярко показал множество обычаев и нравов, существующих в то время в России. На примере вымышленного города Калинова, мы видим угнетение […]...
- Женские судьбы и характеры в пьесе А. Н. Островского “Гроза” 1. Особенности творчества Островского. 2. Образ Кабанихи в пьесе “Гроза”. 3. Варвара, дочь Кабанихи. 4. Катерина, невестка Кабанихи. Несколько десятков пьес написал А. Н. Островский за свою жизнь, и во всех этих произведениях, как в зеркале, отразились те или иные стороны жизни, современной автору. Но только ли о своем времени писал Островский? Несомненно, колорит его […]...
- Изображение “жестоких нравов” “темного царства” в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, […]...
- Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского “Гроза” Пьеса “Гроза” стала вершиной творчества великого русского драматурга А. Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест. С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит […]...
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе Островского “Гроза” В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно – авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант – авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, […]...
- Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского “Гроза&;;gt “Народная трагедия” Островского “Гроза” относится к драмати-ческому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многие важные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, и автор не может не выразить своего мнения, но для дра-матического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны: через ремарки, через […]...
- Образы купцов-самодуров в пьесе Островского “Гроза” А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского – Дикого […]...
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе А. Н. Островского “Гроза&;;gt В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно – авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант – авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, […]...
- Образ Кулигина в пьесе Островского “Гроза” А. Н.Островский в пьесе “Гроза”, написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства. В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных […]...
- Кто виноват в смерти Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются […]...
- Суровые нравы города Калинова. По пьесе А. Н. Островского “Гроза” Русская литература 2-й половины XIX века Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Тема добра и зла явно или скрыто, но присутствует в произведениях искусства. Литература раскрывает эту тему так по-разному, что иногда удивляешься многообразию литературных (сюжетных и композиционных) ходов, которые нередко подсказывает писателю-творцу сама жизнь. Мне трудно сказать, задумывался ли о […]...
- Кабаниха – безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Пьеса А. Н. Островского “Гроза” – это произведение о конфликте “светлой” личности с “темным царством”. Одним из основных представителей разрушительного общества, “удушающее все живое”, является Марфа Игнатьевна Кабанова, или Кабаниха, как зовут ее все в городе Калинове. Эта женщина – негласный авторитет, человек, чье мнение во многом определяет жизнь всего города. Руководствуясь словами Кабанихи, живут […]...
- ОБРАЗ КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Существует версия, что Островский пи- сал “Грозу”, будучи влюбленным в замуж- нюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, имен- но она ее и сыграла. Однако актриса не отве- тила на пламенную любовь писателя: она лю- била другого, который позже довел ее до ни- щеты и ранней смерти. Но тогда, […]...
- Характеристика города Калинова по пьесе Гроза (Островский А. Н.) “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – так описывает город Калинов его житель, Кулигин, хорошо знающий его изнутри и на себе ощутивший эти самые жестокие нравы. Город, описываемый в драме, является выдуманным, однако события, происходящие в “Грозе”, основаны на реальных событиях. Также внимание стоит обратить на то, что название города начинается на “к”, и […]...
- Место образа Катерины в пьесе “Гроза” Островского А. Н Тема пьесы Островского – изображение “темного царства” русской жизни, его быта и нравов. Для воплощения образа этого царства на сцене драматург придумал целый город Калинов, который стоит на берегу Волги. Идея пьесы, как кажется, лучше всего сформулирована Добролюбовым в статье “Луч света в темном царстве” (1859). Критик увидел в пьесе глубокое социальное содержание, потому что […]...
- Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии ХIХ века. Пьеса “Гроза” представляет для читателей особый интерес, так как в ней не только описываются социальный и нравственный конфликты, но и дается достаточно […]...
- Тема проза жизни и поэзия Когда мы слышим словосочетание “проза жизни”, то в голове возникают картины из нашей будничной жизни. А при слове поэзия возникает образ чего-то высокого и недостижимого. Некоторые думают, что они слишком далеки от поэзии, но это не так. Достаточно пойти в библиотеку и взять сборник стихов какого-нибудь поэта. При чтении стихов у меня возникает иное чувство, […]...
- Любовь и милосердие (о пьесе “Гроза” А. Н. Островского) Что, собственно, способствовало пробуждению самосознания Катерины? Когда она почувствовала себя личностью? Когда полюбила. Именно любовь Катерины при всей ее трагической обреченности освещает ярким светом окружающий мрак. Ее любовь возрождает Тихона и даже Бориса, пробуждая в них чувства сострадания и жалости; и в них растет, разумеется, в разной мере, то самое самосознание, которого они были вначале […]...
- РОЛЬ АВТОРСКИХ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” “Народная трагедия” Островского “Гроза” относится к драматическому жанру, что опре- деляет всю композицию произведения. Автор затрагивает многие важные аспекты жизни мещанства и купечества конца 50-х годов XIX века и не может не выразить своей пози- ции, но для драматического жанра средства выражения авторского мнения разнообразны: через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и […]...
- Тест к пьесе “Гроза” А. Н. Островского 1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара 3. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Социальный Б. Семейно-бытовой В. Психологический Г. […]...
- Изображение “жестоких нравов” “темного царства” в пьесе “Гроза” А. Н. Островского Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Описание событий в романах и других произведениях Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных […]...
- Каково значение образов Варвары и Кудряша в пьесе Островского “Гроза”? Сочинение по тексту досрочного теста 2016 года Драма А. Н Островского “Гроза” затрагивает многие социальные проблемы того века. На страницах произведения можно встретить купцов-самодуров и несчастную мечтательную девушку, полоумную барыню и механика-самоучку, уверенного в себе конторщика и трусливого купеческого сына. Главные герои играют сюжетообразующую функцию. Задумываюсь, какова же роль второстепенных персонажей? К примеру, Варвары и Кудряша. Действие пьесы происходит в городе Калинове, […]...
- Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых? По пьесе А. Н. Островского Гроза Семейство Кабановых – это маленькое “темное царство”, в котором господствуют самодурство и диктаторство, безволие и страх, жестокость и унижение человеческого достоинства. В этом доме нет ни любви, ни взаимопонимания… Глава дома Кабановых – Марфа Игнатьевна, властная купчиха, деспот и самодур, который не упускает возможности упрекнуть и унизить своих домочадцев. Ее сын Тихон, человек безвольный и […]...
- План сочинения – Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Трагический конфликт в пьесе А.Н. Островского “Гроза” I. Вступление Трагический конфликт – противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. (Подробнее см. Словарик, ст. Конфликт и Трагическое.) II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы “Гроза” связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии […]...
- Какое воплощение получает в пьесе Островского “гроза” тема неволи? Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского “гроза” тема неволи? В своем сочинении-рассуждении отметьте, что в пьесе “Гроза” антитеза свободы и неволи становится важнейшей тематической оппозицией. При этом традиционный мотив неволи получает новое наполнение. Свобода воспринимается главной героиней произведения А. Н. Островского с общественной, личностной, бытийной точки зрения. Эта категория ассоциативно связана с характером […]...
- Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире. Н. А. Добролюбов. Драма “Гроза” А. Н. Островского – одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, […]...
- Город Калинов и его обитатели в пьесе А. Н. Островского “Гроза” 1. Общая характеристика места действия. 2. Калиновская “элита”. 3. Зависимость людей от самодуров. 4. “Вольные пташки” Калинова. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – так А. Н. Островский характеризует место действия пьесы устами одного из персонажей, наблюдательного и остроумного изобретателя-самоучки Кулигина. Примечательно, что пьеса начинается со сцены, в которой этот же герой любуется видом […]...
- Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Пьесу мы чаще видим, чем читаем. Читают ее со вниманием режиссеры и актеры. И вот для них значение небольших ремарок весьма важно, как важно и для нас, если мы не видели сценическую версию пьесы. Известно, что по мере развития драматургии менялась и роль ремарок. Например, если у Грибоедова они большей частью служили описанием действий, то […]...
- Образы-символы в пьесе А. Н. Островского “Гроза” 1. Образ грозы. Время в пьесе. 2. Сны Катерины и символические образы конца света. 3. Герои-символы: Дикой и Кабаниха. Уже само название пьесы А. Н. Островского “Гроза” символично. Гроза – это не только атмосферное явление, это иносказательное обозначение взаимоотношений между старшими и младшими, имеющими власть и зависимыми. “…Недели две никакой грозы надо мной не будет, […]...
- Растерянные люди (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) В крупных художниках реализм и Романтизм всегда как будто соединены. М. Горький Наиболее непосредственно и прямо цели автора, его идеология воплощаются в реалистических пьесах, овеянных в той или иной мере романтикой, в таких, как “Дбходное место”, “Гроза” и “Бесприданница”. Здесь прекрасен сам предмет изображения – ведущие положительные герои. Той же цели, устремляя читателей и зрителей […]...
- Темы “горячего сердца” и “темного царства”, драматургический конфликт в пьесе Островского “Гроза” Цели: проверить знание содержания прочитанных действий драмы “Гроза”; совершенствовать умение комментировать и выразительно читать сцены из пьесы, определять конфликт и проблемы, поднятые драматургом, анализировать прочитанное, делать самостоятельные выводы; учить добру, справедливости, уважению к человеческой личности. Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты кинофильма или спектакля “Гроза” (на выбор учителя); текст драмы; эпиграф на […]...