Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия А. А. Ахматовой – это русская психологическая проза XIX века, переложенная на стихи? (ЕГЭ по русскому)
Анна Ахматова созидала в бурную эпоху социальных потрясений. Ее стихи пронизаны психологизмом и пониманием отношений между людьми. Лучшие черты творчества отразились в проникновенных строках “Песни последней встречи”, “Не с теми я, кто бросил землю…”, “Мне голос был.
Он звал утешно…”.
Многие образы поэтессы символичны. В “Песне…” она сообщает:
…Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки…
Этот факт подчеркиваюет внутреннее состояние героини: она волнуется, переживает.
Неправильно
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!..
Три ступени лестницы кажутся лирическому образу бесконечными. Это такая же деталь, как перчатка, подчеркивающая печальное настроение, задумчивость о важном. Такие подробности заставляют верить, что автор в действительности пережил описанное в стихах.
Уникальный дар наделять вымышленные действия реалистичностью характерны для ранних стихов
Описание наполненной символами реалистичности было присуще “психологу души” Ф. М. Достоевскому. Это сближает стихи Ахматовой с его творчеством. В “Преступлении и наказании” автор отдал желтому цвету особое место, подчеркивая им болезненность.
Сами события романа развиваются настолько убедительно, будто происходят в действительности.
Высокие моральные требования и богатая духовная жизнь характерны для героини поэтессы. Ее можно сравнить с Безуховым из “Войны и мира” Толстого. Пьеру присущи бесконечные нравственные искания, он способен тонко чувствовать, сопереживать происходящему.
“Не с теми я, кто бросил землю…” отображает переходы ахматовской героини от одного психологического состояния к другому. На смену суровости к бросившим землю, приходит жалось к изгнаннику. Здесь прослеживается диалектика души, близкая творчеству Льва Толстого.
Глубокий психологизм, моральные искания, убедительность образов героев в тандеме с символичностью позволяют причислить утонченную лирику Ахматовой к русской психологической прозе, воплощенной в стихах. Творчество поэтессы отражало саму жизнь, а драматические творения и были ее жизнью.






Related posts:
- Русская проза в последние десятилетия XIX века Русская проза В последние десятилетия XIX в. переживала трудный и сложный, но не застойный период своего развития. Именно в прозе в первую очередь отражалось своеобразие времени с характерными для него социальными контрастами и конфликтами, с общественными противоречиями и идейными спорами. В литературоведении пересмотрены распространенные еще не так давно суждения о кризисе реализма в конце XIX […]...
- Поэзия Анны Ахматовой и поэты “серебряного века” Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает всех в потому, что женщина – создание хрупкое и чувствительное, способная к высоким чувствам, и вместе из тем ум – ее неотличная черта. Ироничность некоторых стихов поражает глубоким проникновением у суть вещей. Таким есть стих […]...
- Русская проза конца XX века Новый этап развития русской литературы начинается со второй половины 1980-х годов, точнее, с 1986 г. Он тесно связан с политическими и социальными переменами в жизни страны. За небольшой период страна пережила несколько переломных в историческом плане моментов – перестройку и ее крах, распад СССР, изменение социально-политической ориентации, идеологических и нравственных координат. В середине 1980-х годов […]...
- Как в пьесе А. Н. Островского “Гроза” соотносятся поэзия и проза жизни? (ЕГЭ по русскому) Рутина и повседневность считаются олицетворением прозы жизни. Поэзии свойственно дарить нам редкие минуты счастья в награду за терпение. А. Н. Островский в 1859 году после того, как были подведены им итоги путешествия по России 1855 года, написал произведение “Гроза”. Путешествуя по Волге, автор обзавелся огромным объемом материала. Островский благодаря соприкосновению с реальным проявлением жизни городов, […]...
- Согласны ли Вы с утверждением Л. Н Толстого: “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…”? На протяжении веков человечество страдало от войн. Идея разжигания каждой очередной войны всегда зарождалась в покоях власть имущих. Истинное лицо войны как кривое зеркало, в котором инициаторы бойни всегда остаются в стороне, наживая баснословные состояния ценою гибели множества людей. Среди этих многих истинные патриоты не щадят своих жизней, отстаивая в кровавых сражениях каждую пядь родной […]...
- Сочинение на тему: РУССКАЯ ПРОЗА КОНЦА XX ВЕКА РУССКАЯ ПРОЗА КОНЦА XX ВЕКА Новый этап развития русской литературы начинается со второй половины 1980-х годов, точнее, с 1986 г. Он тесно связан с политическими и социальными переменами в жизни страны. За небольшой период страна пережила несколько переломных в историческом плане моментов – перестройку и ее крах, распад СССР, изменение социально-политической ориентации, идеологических и нравственных […]...
- Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Толстого: “Любить – значит жить жизнью того, кого любишь” Данная тема выбрана не случайно. Она затрагивает проблему, интересующую многих читателей, и в особенности людей, вступающих во взрослую жизнь. Понятие любовь не приемлет эгоистических побуждений. Когда человек переживает чувство любви, то ему становится незаметен холод, боль или сложности, возникающие на пути. Главным условием его хорошего расположения духа является то обстоятельство, когда у объекта его любовных […]...
- Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать? Существует выражение, смысл которого состоит в том, что людям свойственно переставать мыслить в случае отказа от чтения. Подобная истина является неопровержимым фактом. Отказавшись от чтения человек, прекращает процесс расширения своего запаса знаний, следовательно, мозг перестает получать нагрузки нужной степени. Книга предназначена для обучения “культуре ума”, принуждения к глубокому мышлению, тренировке внимания, наполнения памяти и дисциплины […]...
- Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах? По утверждению великого Гюстава Флобера, человек может быть хозяином действий, но в чувствах он не волен. Справедлива ли мысль писателя? Давайте попробуем разобраться, ведь разум и чувства играют важнейшую роль в жизни каждого из нас. Холодный разум заставляет задумываться о намерениях, анализировать поступки, взвешенно подходить к принятию решений. А эмоции движут человеком, не взирая ни […]...
- Русская поэзия конца XIX века и французские лирики Вы знаете, что лучшие русские лирики после Некрасова вернулись к романтическим мотивам двойничества, томления духа, что в их творчестве зазвучали ноты отчаяния, появилось настроение упадка. Te же мотивы легко обнаружить во французской поэзии 1860-1880-х годов. Выдающийся лирик Шарль Бодлер (1821-1867) был бунтарем, он непосредственно участвовал в революционных событиях 1848 года. А в 1857 году он […]...
- Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает? На протяжении жизненного пути человека сопровождают радости и печали. Порой случается, что личные или профессиональные проблемы кажутся неразрешимыми. Мысли о безысходности вызывают страх, сожаление, обиду, чувство вины и унижения. Почему так происходит? Выражение “безвыходных ситуаций не бывает” подбадривает, но иногда человек не видит выхода, считая положение тупиковым. Кажется, перебраны все возможные варианты, но решения нет… […]...
- Как в лирике А. А. Ахматовой раскрывается тема поэтического творчества? (ЕГЭ по русскому) Темой, связанной с осуществлением творческого процесса, пронизаны многочисленные произведения разных поэтов. А. А. Ахматова занималась написание своих шедевров с такой же естественной потребностью, как и дышала. Создавая цикл “Тайны ремесла”, она стремилась к раскрытию собственного осознания творчества, являющегося продолжением традиции восприятии, связанной с написанием стихотворений, как установления связующего звена между Творцом и человеческим миром (произведение […]...
- Русская поэзия серебряного века Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла. Лишь много позднее, уже в эмиграции, смогла она написать слова, прозвучавшие как горькое осуждение самой же себя: “Признай, минуй, отвергни Революцию – все равно она уже в тебе – и извечно… Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос,- […]...
- Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза (по комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”) Комедия – непростой жанр литературы. О природе комического эффекта философы размышляли еще в древности, современные теоретики литературы тоже ведут об этом речь, но еще никто не дал исчерпывающего объяснения. Драматург Жан Батист Мольер создал французскую национальную комедию, перешагнул границы своей страны и рубежи своего века и стал классиком мировой литературы. Комедии Мольера умны и философичны. […]...
- Социально-психологическая проза Социально-психологическая проза – одно из ярчайший достижений реализма ХХ ст., в котором реализовалась характерная для этого направления установка на тщательный анализ общественной жизни и внутреннего мира личности. От начала формирования реализма в нем развивались две течения: социологический, который акцентировал внимание на исследовании общества как определенной целостности (Бальзак), и психологический, первостепенным объектом исследования которого была личность, […]...
- “Тщеславие! Это всегда наше “я”. Согласны ли вы с этим утверждением Бальзака? Эти слова принадлежат одному из героев Оноре Бальзака – Гобсеку. Гобсек – герой одноименной новеллы. Его имя стало нарицательным, как символ безудержного стремления к накопительству. Страсть к накопительству привела Гобсека в конце жизни почти к помешательству. Лежа на смертном одре, он слышит, что где-то недалеко покатились золотые монеты, и пытается их найти. “Живоглот”, “человек-вексель”, “золотой […]...
- Согласны ли Вы с утверждением Э. М. Ремарка: “Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе”? В романе “На Западном фронте без перемен” Эрих Ремарк доносит до читателя бессмысленность и жестокость войн. Автор сам прошел Первую мировую, был свидетелем событий, которые погубили его поколение. Повествование в книге идет не о героях, а о жертвах, волею судьбы оказавшихся на европейских полях сражений. Интерес к роману возник у меня после прочитанной в интернете […]...
- Согласны ли Вы с утверждением Э. М. Ремарка: “Нужно уметь и проигрывать”? “Опыт и ошибки” Уметь проигрывать в нашей жизни очень важно и нужно. С этим утверждением я абсолютно согласна. Ведь жизнь человеческая настолько многогранна и сложна, что не может состоять из сплошной череды громких побед. Тем более, именно проигрыши заставляют многих из нас стремиться стать лучше и совершеннее, постоянно расти. Чтобы проигрыши научиться воспринимать со спокойным достоинством, нужно долго […]...
- Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: “Любить глубоко – это значит забыть о себе” Рано или поздно любой человек задумывается о любви, ищет ответы на извечные вопросы. Порой мимолетную страсть мы принимаем за глубокие чувства. Боясь очередных разочарований, ограждаем себя от проявления чувств. Какова она – настоящая любовь? Однозначного ответа не существует. Это такая же загадка мироздания, как смерть. Приходится самостоятельно искать ответ на волнующий вопрос. Темой любви пронизана […]...
- Русская поэзия середины-конца 20 века (А. Вознесенский, Е. Евтушенко) Середина-конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением новых блестящих поэтов интерес к стихам многократно возрастает, появляются многочисленные вечера поэзии, которые проводили в залах Лужников, Политехнического музея в Москве, театральных и концертных залах Ленинграда и в других городах страны. Такие вечера всегда собирали многочисленную аудиторию слушателей. […]...
- Согласны ли Вы с утверждением А. И. Солженицына: “Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература”? По словам А. И. Солженицына, в качестве единственного заменителя, не прожитого человеком опыта, является литература. Сильное высказывание с которым не согласиться просто невозможно. Человеческая раса – это часть природы, и с целью ее познания необходимо наблюдать, сопоставлять, сравнивать и набираться опыта. Подобные действия занимаются много времени. Не всегда при этом люди уверены в верности своего […]...
- Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: “Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье”? Безответная любовь не приносит радости. На душе тоскливо и одиноко, хотя сердце полнится чувством. Взаимности нет, но почему-то вы не в силах отказаться от возможности видеть именно этого человека. Почему среди всех окружающих выбрали именно его? Любовь невозможно просчитать формулами. Это чувство подконтрольно сердцу, а не уму. Именно оно тянется к определенному человеку и заставляет […]...
- Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Толстого: “Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба”? Вражда являет собой неприязнь отношения и взаимную ненависть, порождающую недобрые отношения. Вражда подразумевает длительные и довольно интенсивные негативные отношения. Как же происходит процесс перехода от дружбы к ненависти? Мудро заметил Л. Н. Толстой, сказав, что “если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба”. Выдающийся классик разумно считал, что любая величина при умножении на ноль, […]...
- Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды? Четкого определения слову “друг” дать не всегда получается. Другом можно назвать человека, от улыбки которого на душе становится радостнее, а его присутствие привносит в нашу жизнь легкость и спокойствие. Друзья исполняют роль того плеча, на которое всегда можно опереться. Они никогда не подводят, не оставляют в сложную минуту, если, конечно, являются настоящими. Истинам друзьям известно, […]...
- Русская поэзия на стыке XIX и XX веков (“На нас упала тень “Серебряного века””) В самом конце XIX и первые два десятилетия XX века русская литература переживала период необычайного подъема. Это время известно нам под названием “серебряного века”. “Серебряный век” русской поэзии своими корнями уходил в “век золотой” – творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета. В этот период русские поэты проявляли интерес к формальным изыскам в […]...
- Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: “Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу”? Вечная тема любви волнует каждого из нас. Многие писатели, поэты, художники и драматурги раскрывают тему любви в своих произведениях. Некоторые высказывания литературных героев и писателей стали настолько популярными, что превратились в крылатые фразы. В одном из произведений мексиканского писателя Анхеля де Куатье звучат слова “Любовь – это солнце, желание – только вспышка. Желание ослепляет, а […]...
- “Литература – учебник жизни”. Согласны ли вы с этим утверждением Н. Г. Чернышевского? “Литература – учебник жизни”. Согласны ли вы с этим утверждением Н. Г. Чернышевского? Вспомните прочитанные вами произведения XIX века и попытайтесь определить, к какому литературному направлению (романтизму или реализму) они относятся. Ответ обоснуйте. Из романтических произведений XIX века я бы назвал стихи и баллады В. А. Жуковского, поэмы А. С. Пушкина, созданные в период южной […]...
- Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Андреева: “Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от нее человек становится лучше…” Самым сильным и прекрасным чувством, на которое способен человек, является любовь. Всегда этому чувству посвящали хвалебные песни и, одновременно, посылали всякие проклятия. Человек так устроен природой, что прожить счастливо без любви ему не удастся. Чувство это характеризуется своей многоликостью. Мы испытываем его любви к родителям, друзьям, детям, мужьям и женам – и ко всем по-разному, […]...
- “Молчалины блаженствуют на свете”. Согласны ли вы с этим утверждением? Он дойдет до степеней известных… А. Грибоедов Один из наиболее ярких и типичных для всех времен персонажей – Молчалин, герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Это тип молодого человека, который обладает, по словам Александра Чацкого, двумя “талантами”: умеренностью и аккуратностью. Но с их помощью он добивается немалого: успеха на службе и в любви, […]...
- Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой) Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека спасением в трудных и даже в трагических обстоятельствах. Рифмованные строки заставляют задуматься о возвышенном, благородном, вечном. Поэзию Анны Андреевны Ахматовой невозможно читать с равнодушием. Буквально каждое ее произведение переворачивает все […]...
- Павел Петрович – “Печорин маленьких размеров”. Согласны ли вы с этим утверждением Д. И. Писарева? Герои Лермонтова и Тургенева – Григорий Александрович Печорин и Павел Петрович Кирсанов – люди, принадлежащие к одной социальной группе, но живущие в разное время. После расправы над декабристами в 1825 году наступило время поколения, о котором М. Ю. Лермонтов писал: “…перед опасностью позорно малодушное и перед властию презренные рабы…” Это сказано не обо всех молодых […]...
- Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: “Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине”? Р. Роллан утверждал, что при рождении человек получает огромное наследство, являющееся его самым огромным богатством, – Родину. С подобным мнением не согласиться невозможно, так как она единственная. Ни сменить ее не получиться, ни обрести новую – она, как сама жизнь. Сегодня все чаще наблюдается факт обесценивания людьми понятия чести. В особенности молодое поколение игнорирует ее […]...
- Образец сочинения – Поэзия Анны Ахматовой А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником вдохновения […]...
- Родина в творчестве А. Ахматовой (ЕГЭ по русскому) Рубеж 18-19 веков – сложное время. Вся страна жила в тревоге, ожидании страшного, трагического. Но эта эпоха подарила нам прекрасных искренних поэтов, сопереживающих, сочувствовавших, настоящих. Одним из таких поэтов была Анна Ахматова. Очень долго поэзия этой талантливой женщины расценивалась как “женская поэзия, замкнутая в кругу личных переживаний”, но нельзя не заметить, что образ России, образ […]...
- Проза XIX века. Рассказово-очерковая демократическая проза Их создала эпоха освобождения крестьян и Других реформ, они вдохновились идеей Служения народу, которое осуществлялось Для них ревностным изучением его быта. А. Н. Пыпин Демократическая беллетристика шестидесятых годов, используя богатые традиции русской литературы в изображении крестьянства, органично влилась в литературный процесс и заняла свое место как определенная типологическая разновидность русского реализма. Беллетристы-шестидесятники следовали программе “Современника” […]...
- “Тщеславие! Это всегда наше “я””. Согласны ли вы с этим утверждением Бальзака? (по новелле Оноре Бальзака “Гобсек”) Эти слова принадлежат одному из героев Оноре Бальзака – Гобсеку. Гобсек – герой одноименной новеллы. Его имя стало нарицательным, как символ безудержного стремления к накопительству. Страсть к накопительству привела Гобсека в конце жизни почти к помешательству. Лежа на смертном одре, он слышит, что где-то недалеко покатились золотые монеты, и пытается их найти. “Живоглот”, “человек-вексель”, “золотой […]...
- Русская “женская” поэзия В русской поэзии со второй половины 90-х годов наступил период новых философских и эстетических поисков, представленных именами Вячеслава Иванова, Валерия Брюсова, Константина Бальмонта – корифеев русского символизма В русле этой школы развивается творчество Мирры Лохвицкой (1869 – 1905) – ученицы Майкова и Бальмонта. Классичность формы их лирических произведений сочетается со взрывным, нетрадиционным (особенно для женской […]...
- Тема проза жизни и поэзия Когда мы слышим словосочетание “проза жизни”, то в голове возникают картины из нашей будничной жизни. А при слове поэзия возникает образ чего-то высокого и недостижимого. Некоторые думают, что они слишком далеки от поэзии, но это не так. Достаточно пойти в библиотеку и взять сборник стихов какого-нибудь поэта. При чтении стихов у меня возникает иное чувство, […]...
- Послереволюционная русская проза и исторические романы Великие события 1914-го и последующих годов породили обильный урожай произведений, стоящих вне основной линии развития литературы и интересных в основном с информативной точки зрения. Но некоторые из них выделяются своими литературными достоинствами. В войну их появилось немного. Единственная книга участника войны, достойная упоминания, это Из писем прапорщика-артиллериста (1918) Федора Степуна. Степун – необыкновенно глубокий и […]...
- “Поэзия – это форма любви” (М. М. Пришвин). По творчеству Анны Ахматовой 1. Ранее творчество Анны Ахматовой. 2. Своеобразие любовной лирики поэтессы. 3. Поэзия – любовь, жизнь. В одиннадцать лет, по воспоминаниям самой поэтессы, Анна Ахматова записала свое первое стихотворение. Можно сказать, с этого момента начался творческий путь поэтессы в русской поэзии. Каждое ее стихотворение, особенно в ранний период творчества, написано с любовью и о любви. Здесь […]...