Отражение революции 1905 года в поэзии Иннокентия Анненского
Искать в. лирике Анненского прямолинейно гражданственной было бы наивно.
А. Федоров
Душа поэта Анненского слишком нежна и тонка, чтобы создать стихи, подобные булыжнику на мостовой, который являлся когда-то образом «оружия пролетариата». И все же, если идеал поэзии и красоты, очерченный поэтом еще на первых страницах «Тихих песен», в общем мистичен и расплывчат, то в том же сборнике есть уже стихи с четко обозначенной авторской позицией. Например, стихи, посвященные столетию со дня рождения Пушкина. В них с трагическим пафосом
О нет, Баян не соловей,
Певец волшебно сладострастный,
Нас жег в безмолвии ночей
Тоскою нежной и напрасной. И не душистую сирень Судьба дала ему, а цепи, Снега забытых деревень, Неволей выжженные степи.
Особенно мощно гражданский пафос проявился у поэта в последние годы жизни в двух стихотворениях: «Старые эстонки» и «Петербург».
«Старые эстонки» — отклик поэта на революционные события 1905 года. В этом году в Эстонии против участников протеста действовали карательные отряды царского правительства.
Поэт разговаривает в кошмарном сне с матерями казненных и произносит слова, в которых единственный раз проходит мотив народного гнева и расплаты, ждущей палачей и их молчаливых либеральных пособников: «Погоди — вот накопится петель, Так словечко придумаем, скажем».
В стихотворении «Петербург» четко высказана мысль об исторической обреченности российского самодержавия, воплощенного в мрачном образе столицы империи:
А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале, —
Завтра станет ребячьей забавой.
Недаром исследователь творчества Блока (самого яркого из символистов поэта революции) замечал по поводу этих двух стихотворений: «Вероятно, в границах первого десятилетия XX века в русской поэзии наиболее сильными стихами «гражданского» плана являются «Старые эстонки» и «Петербург» Анненского. У того же Блока 900-х годов стихов такой лирической силы, при одновременно ясной гражданственности, конечно, нет».
Эти стихи — мощный порыв гражданственности. И они в поэзии Анненского не случайны, они гармоничны со всем творчеством поэта поразительной искренностью тона, отмечавшейся многими критиками. И главное — глубина переживаний.
Здесь поэт Анненский, я считаю, не превзойден ни одним поэтом серебряного века. Столько совести в стихах, да и в жизни вряд ли было у кого-то другого тогда. А для человека, тем более поэта с большой совестью, ни одно социальное потрясение не может пройти незамеченным, тем более такое, как революция.
- Биография Иннокентия Анненского Иннокентий Федорович Анненский — поэт Серебряного века. Родился 20 августа 1855 года в Омске, в семье чиновника, в пятилетнем возрасте переехал в Петербург. Первое образование в биографии Иннокентия Анненского было получено в частной школе по причине плохого здоровья. Затем он учился в прогимназии с 1865 по 1868, после этого — в гимназии Беренса. Большое влияние […]...
- Общая характеристика лирики Иннокентия Федоровича Анненского «Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдании, или о смерти, или о красоте», — писал И. Анненский в одной из статей. Эта формула верна прежде всего по отношению к его собственному поэтическому миру. Он особенно любил в искусстве трагическое начало и острее своих современников реагировал на любые проявления жизненной дисгармонии. Подлинно трагическое […]...
- Тема любви в поэзии «серебряного века» (на примере творчества И. Анненского) План I. И. Анненский — поэт узкого круга ценителей поэзии. II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха. 1. Подлинный шедевр любовной лирики. 2. В немногих словах сказать многое. III. Поэзия Анненского близка нашему времени. У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют […]...
- Периодизация и основные события первой русской революции 1905 года Периодизация и основные события революции Восходящая линия: январь 1905 — январь 1906 г. Открытое противостояние власти и общества в крайних формах: первый этап: январь — март 1905 г. Начало революции. В начале 1905 г. в Санкт-Петербурге вспыхнула забастовка рабочих на Путиловском заводе. Ее поддержало Общество фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга во главе с Г. А. Гапоном (см. […]...
- Анализ стихотворения «Смычок и струны» Иннокентия Федоровича Анненского Стихотворение «Смычок и струны», по свидетельству мемуаристов, было одним из самых любимых созданий И. Ф. Анненского. Будучи по возрасту намного старше всех других поэтов новых течений, он не любил демонстративных проявлений эмоций и обычно хорошо скрывал свои чувства под маской академической корректности. Однако принимаясь за чтение «Смычка и струн», поэт не мог сохранить будничного тона, […]...
- Лирический герой в творчестве Анненского Ничто не может так четко и ясно отразить мысли и чувства человека как поэзия. Существует великое множество стихотворений, но лишь не многие из них становятся настоящими шедеврами. На мой взгляд, самое важное в творчестве поэта — многогранность. И И. Ф. Анненский с блеском овладел этим искусством. По мнению Анненского, каждый человек — это особый, неповторимый […]...
- Анализ стихотворения И. Анненского «Среди миров» Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. «Это наш Чехов в стихах», — отмечала современная ему критика. Символика поэта неожиданна и ассоциативна, его образы новаторски самобытны. И. Анненский, отвергая ложный романтический пафос и патетику, повысил в правах […]...
- Сочинение на тему: «Кипарисовый ларец» И. Анненского Иннокентий Федорович Анненский вырос в семье состоятельного чиновника. Окончив историко-филологический факультет Петербургского университета, он преподавал древние языки, античную и русскую литературу, русский язык и теорию словесности в частных гимназиях, на Бестужевских курсах. Знаток античности, Анненский переводил трагедии Еврипида и французскую поэзию. Был директором гимназии в Царском Селе. Был инспектором учебного петербургского округа, много ездил по […]...
- События революции 1905-1907 годов в творчестве Л. Н. Андреева Писатель прошел сложный путь, полный духовных противоречий. Размышляя над мирозданием, он пытался приблизиться к Богу, постичь тайны и законы жизни. Именно поэтому в его произведениях сильны религиозные мотивы, часто герои его повестей и рассказов — священнослужители. Тем не менее к вере он так и не пришел. На его мировоззрение повлияли идеи А. Шопенгауэра, отрицавшего Бога, […]...
- Отражение идей «поэзии «действительности» в лирике Пушкина (по Белинскому) ЛИРИКА Отражение идей «поэзии «действительности» в лирике Пушкина (по Белинскому). А) Белинский о поэтическом отношении Пушкина к жизни: » Он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический». Б) Белинский о способности Пушкина проникать в противоречия жизни, в тайны бытия: » Как истинный художник, он владел… инстинктом истины, этим […]...
- Стихотворение Иннокентиа Анненского «Смычок и струны» Во многих стихотворениях Анненского присутствуют музыкальные образы, в том числе и в стихотворении «смычок и струны». Мир народное поэзии и музыки был близок иннокентию (Музыка находится в гармонии с природой и поэзией. Музыка основа всего мира Анненского : и внешнего и внутреннего). В стихе шесть четверостиший по четыре стиха в каждом.(автор не отходит от заведенного […]...
- Какое отражение нашли в лирике Ф. И. Тютчева традиции русской поэзии? Какое отражение нашли в лирике Ф.И. Тютчева традиции русской поэзии? Уникальное художественное творчество поэта восприняло замечательные традиции русской классики. Прежде всего приходится говорить о М.В. Ломоносове с его стремлением передать в поэзии космическую беспредельность, бездну, полную звезд. Только у Тютчева космос предстает более трагичным в сложном взаимодействии своих сил, могучих и полярных. Близка поэту XIX […]...
- Поэтическое творчество И. Ф. Анненского 1. Поэт Анненский: «антипатия ко всему элементарному». 2. Одиночество человека и окружающего мира. 3. Тема раздвоенности мира в поэзии Анненского. 4. Пейзажная лирика. 5. Творческая судьба. Как известно, поэзия — это отражение мыслей и чувств человека, воссоздание его мировосприятия. Потому, какой бы литературной традиции в своем творчестве не придерживался поэт, в его произведениях всегда будет […]...
- Тема поэзии в русской лирике XX века В русской лирике XX века тема поэзии отходит в тень. Во-первых, уже слишком много сказано об этом предшественниками, а во-вторых, другие темы становятся более актуальными (или ощущаются таковыми). И все же едва ли не каждый поэт хоть раз, да задумался над своей поэтической судьбой, над местом поэта в мире и в обществе. Традиции, заложенные русской классической […]...
- Анализ стихотворения Анненского «Среди миров» В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского «Кипарисовый ларец», изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти — в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. […]...
- Отношение к революции 1917 года М. Горького, А. Блока и наше Что зовем мы началом, Часто это конец. Мы подходим к концу Начинать все сначала. Где конец — там начало. Т. Элиот Революция не умеет ни жалеть, ни хоронить своих мертвецов, И. Сталин В стихотворении «Народ и поэт» Блок обращается к «художнику», то есть, видимо, к самому себе: «Тебе дано бесстрастной мерой измерить все, что видишь […]...
- Тема революции в поэзии Лермонтова Тему революции Лермонтов в лирике вел как подлинный революционер, которого не испугают ни кровь, ни резня, ни пьяные мужики с дубьем. Он видел революцию такой, как она есть, и принимал ее такой, как она есть. В стихии, в хаосе, в неисчислимых жертвах, в ожесточенной резне — зорким взглядом поэта видел великий разум революции, ее человечность, […]...
- Поэзия Анненского Иннокентий Федорович Анненский родился в 1855 г. в Омске (Западная Сибирь), был сыном видного чиновника, образование получил в Петербурге. В тамошнем университете он закончил классическое отделение и был оставлен при кафедре, но обнаружил, что неспособен сосредоточиться на писании диссертации — и стал преподавателем древних языков. Со временем он стал директором Царскосельского лицея, а впоследствии инспектором […]...
- Анализ стихотворения Анненского «Петербург» В русской культуре сложились два представления о Петербурге, два мифа. Согласно первому, Северная столица — город благословенный, а Петр I, его основатель, — истинный Демиург, сумевший покорить капризную природу. Вторая традиция восприятия — своеобразный антимиф. Петербург рисуется детищем Антихриста, навсегда проклятым местом, где властвуют темные силы. Соединить оба представления впервые удалось Пушкину, причем в одном […]...
- Тема революции в поэзии В. Маяковского Теория учит нас тому, что есть два пути развития — эволюция и революция. Первый постепенен и медленен, второй — это резкий скачок, быстрое изменение. Но каково людям в таких ситуациях? Эволюционируя, человек успевает меняться за меняющейся обстановкой, он успевает подстраивать под окружающее свои мысли и привычки, образ жизни. А что происходит, когда революция с бешеной […]...
- Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет» В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник «Кипарисовый ларец». Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи своих стихотворений в ларце, сделанном из кипарисового дерева. Во-вторых, в Древней Греции, с культурой которой Иннокентий Федорович был очень хорошо знаком, кипарис считался олицетворением печали. В-третьих, у христиан это дерево […]...
- Времена года в поэзии Ф. И. Тютчева Ф. И. Тютчев — гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Одной из главных тем его творчества всегда была природа, но не только как оболочка видимого нами мира, но и природа как космос. И соединением этих двух начал природы становится чередование времен года, волшебная тайна, привлекавшая поэтов издревле. Одна из его загадок природы — постоянная смена […]...
- Тема поэта и поэзии в поэзии Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Редко кто из поэтов не обращался к своей музе, представшей то резвой, то веселой «вакханочкой», то задумчивой, то суровой и гневной. Но в стихотворении Некрасова «Вчерашний день часу в шестом…» — совсем иная Муза. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких различий, они одинаково дороги и близки […]...
- Времена года в поэзии А. С. Пушкина Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года. В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя. Например, в стихотворении […]...
- «Разговор с фининспектором о поэзии» В. В. Маяковский. Стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Стихотворение «Разговор с фининспектором» было написано в 1926 году. Здесь Маяковский снова поднимает тему роли и места поэта и поэзии в общественной жизни. Форма «разговора», Часто используемая поэтом, в данном стихотворении имеет свою специфику: здесь герой-поэт говорит о себе и своем труде с человеком, далеким от […]...
- Отражение чувств и мыслей Блока в его стихах Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он — наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего […]...
- Отражение времени в поэзии О. Мандельштама Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей… О. Мандельштам Идеалом, мечтой О. Мандельштама всегда была свобода: свобода выбора, независимость от общественного мнения и от сковывающих волю и действие обстоятельств. Наверное, поэтому Мандельштам одним из первых среди русских поэтов XX века сумел распознать опасность, угрожавшую человеку, рабски покорному духу времени. Талант […]...
- Анализ стихотворения Анненского «Два паруса лодки одной» Школа русского символизма объединила множество замечательных поэтов, одним из которых стал преподаватель Санкт-Петербургской гимназии Иннокентий Анненский. Долгое время он занимался переводом произведений французских поэтов, не рискуя попробовать свои силы в литературном творчеств. Тем не менее, уже к началу 20 века в журналах стали появляться первые стихи этого поэта, которые оказали огромное влияние на творчество многих […]...
- Самая яркая сторона формы «Смычка и струн» Анненского В отличие от старших символистов К. Бальмонта и В. Брюсова (90-х гг.), поэтизировавших в некоторых своих стихах внерассудочный эмоциональный порыв, Анненский не может отказаться от мучительного «света сознания». «Быть самим собой невозможно без того, чтобы не приносить страдание другому, — пишет об этической рефлексии Анненского современный исследователь. — Столкнулись два высших в понимании Анненского закона […]...
- Тема поэзии у Брюсова Гражданственная тема в трактовке поэзии продолжает оставаться в русской литературе и на рубеже веков. Некрасовским традициям в освещении темы поэзии следовал Надсон. Несколько переосмысляя эту традицию, но все же находясь в ее русле, понимал тему поэзии и Брюсов. В стихотворении «Кинжал», эпиграфом к которому стали строки из стихотворения Лермонтова «Поэт», Брюсов утверждает единение поэта с […]...
- Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны» Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который оставил довольно скромное литературное наследие. Однако при этом его поэтические произведения безупречны с точки зрения стилистики символизма, они настолько образны и изящны, что и спустя 100 лет воспринимаются так, будто […]...
- Какие символические образы являются знаковыми в поэзии А. Блока? Кто назвал А. Блока «трагическим тенором эпохи»? а. А. Белый б. М. Цветаева в. А. Ахматова г. В. Маяковский К какому художественному течению относится дореволюционная поэзия А. Блока? а. Акмеизм б. Символизм в. Неореализм Какие символические образы являются знаковыми в поэзии А. Блока? а. Прекрасная Дама б. Флейта-позвоночник в. Мировая Душа г. Вечная Женственность Какие […]...
- Отражение народной поэзии в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Иго реве» дошло до нас в единственном списке XVI века. Судьба произведения трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел в числе других ценных рукописей собрания А. И. Мусина-Пушкина в большом московском пожаре. К счастью, в 1800 году Мусин-Пушкин успел издать его и, благодаря этому, мы имеем сейчас возможность познакомиться с живым […]...
- Проблема назначения поэзии и места поэта в мире В своих воспоминаниях о Сергее Есенине М. Горький приводит такой вопрос поэта: «Вы думаете — мои стихи — нужны? И вообще, искусство, то есть поэзия — нужна?» Вопрос, которым неизбежно задается всякий пишущий. Тем более пишущий в России, где, по удачному выражению Е. Евтушенко, поэт всегда «больше, чем поэт». Проблема назначения поэзии и места поэта […]...
- (Б). ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ. НЕКРАСОВ О БОРЦАХ ЗА НАРОДНОЕ СЧАСТЬЕ Муза поэта — родная сестра закабаленного, замученного народа. Муза страданий и горя народного; поднимающая к борьбе; смирения и прощения. Поэт-сатирик — подлинный гуманист, во имя любви к людям обличающий в них все то, что мешает стать лучше. Утверждение гражданственности, патриотизма и народности поэзии. Призывы к служению народу. Дружба Некрасова с Белинским, Чернышевским, Добролюбовым. Роль Белинского […]...
- «Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А. Блока В ночи, когда уснет тревога И город скроется во мгле — О, сколько музыки у Бога, Какие звуки на земле! А. А. Блок Александр Блок — уникальное явление в классической русской поэзии. Он завершает собой изысканную поэзию девятнадцатого и начинает песню революции двадцатого века. Трудным и тернистым был для поэта поиск своего творческого пути. Все […]...
- Тема революции в творчестве Блока и Маяковского Такие поэты, как Блок и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Все это — реальные вехи путей России, важные моменты ее истории, на которые живо откликнулись эти поэты. «О, четырежды славься, благословенная!» — такими словами Маяковский встретил […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства и в жизни общества, а особенно — утверждающую значимость поэзии. Поэта всегда считали глашатаем передовых идей, защитником интересов народа. Маяковский не мог обойти эту тему […]...
- Какой предстает Родина в поэзии А. Блока? Что позволяет стихотворение А. Блока «Незнакомка» отнести к символической поэзии? Для символистов характерно использование в поэзии определенной лексики: таинственный, туманный, древние поверья, темная вуаль, очарованная даль, глухие тайны, дальний берег. Сам образ Незнакомки, таинственно появляющейся каждый вечер в один и тот же час, тоже из поэтики символистов. Чертой символизма является и формирующееся в стихотворении двоемирие: […]...
- «Выхожу я в путь, открытый взорам…» (Блок А. А. в 1905-1908 гг.) Между тем «одиночество», «лирическая уединенность», в атмосфере которых создавались «Стихи о Прекрасной Даме», уже начинали тяготить Блока. «Мы растем в тени,- писал он одному из близких друзей, Е. П. Иванову (28 июня 1904 г.), — и стебли, налившись, остались белыми. Наверное, пробьется когда-нибудь в нашу тень Солнце — и позеленеем». Новое содержание сначала проникает в […]...