Проблема назначения поэзии и места поэта в мире

В своих воспоминаниях о Сергее Есенине М. Горький приводит такой вопрос поэта: “Вы думаете – мои стихи – нужны? И вообще, искусство, то есть поэзия – нужна?” Во­прос, которым неизбежно задается всякий пишущий. Тем бо­лее пишущий в России, где, по удачному выражению Е. Ев­тушенко, поэт всегда “больше, чем поэт”.

Проблема назначения поэзии и места поэта в мире – тра­диционная тема русской поэзии. Ее мы находим еще в творче­стве поэтов XVIII века – Кантемира,

Ломоносова, Держави­на. И всякий раз поэзии, искусству отводится почетное место в жизни общества.

Исправлять общественные нравы и быть полезным государству – такой видел задачу поэта Антиох Кантемир. О бессмертии своей поэзии говорил Г.Р. Державин. Вслед за классицистами романтики также очень высоко цени­ли поэзию в жизни человека, сделав при этом акцент на том, что искусство выражает общечеловеческие ценности, приоб­щает душу человека к Богу, к надземной гармонии. “Поэзия есть Бог в святых мечтах земли”, – писал В.А.

Жуковский. Другая линия в русском романтизме, связанная с поэзией де­кабристов,

продолжала подчеркивать высокое гражданствен­ное, общественное значение искусства – так раскрывается эта тема в стихотворении К.Ф. Рылеева “Гражданин”.

Таким об­разом, еще на рубеже XVIII-XIX веков были заложены две традиции в понимании искусства, поэзии: социально-граж­данственная и нравственно-эстетическая. Эти традиции ино­гда боролись между собой, но чаще сливались воедино.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Проблема назначения поэзии и места поэта в мире