Тема революции в творчестве Блока и Маяковского
Такие поэты, как Блок и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Все это — реальные вехи путей России, важные моменты ее истории, на которые живо откликнулись эти поэты.
«О, четырежды славься, благословенная!» — такими словами Маяковский встретил Великую Октябрьскую революцию. С октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный, прежде
Пафос, решительное отрицание враждебной человеку реальности, гротескное ее изображение (персонажи сатирических гимнов, образ Повелителя Всего), мрачные картины людского горя уступают место мажорному утверждению начавшихся в стране коренных перемен.
«Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» — эти первые образцы социалистического искусства захватывают своей искренностью, верой в прекрасное будущее, открывшееся перед человечеством. В неискренности поэта не могли упрекнуть даже
Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти «сытых». Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:
Напрасно пухлые руки взмолены,-
не остановить в его неслышном карьере.
Раздавил
и дальше ринулся Смольный,
республик и царств беря барьеры.
В дни исторического перелома Маяковский убежденно встает в ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в гигантский процесс обновления жизни. Он глубоко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова. Но, чтобы оно стало подлинно действенным, все должно быть перестроенным: лирика и эпос, поэзия и драматургия.
Именно поэтому Маяковский работает в «Окнах РОСТа». В желании непосредственно участвовать в революционном обновлении жизни и искусства — источник новаторства Маяковского.
Свое восприятие новой действительности было и у Александра Блока. В январе 1918 года поэт опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции.
С огромным мастерством передает поэт революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция.
Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.
Главная тема и главный герой поэмы — народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос — это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.
Таким образом изображение революции в творчестве Блока и Маяковского различно, но их роднит то, что они восторженно приняли перемены, хотя Блока и пугала их масштабность. Каждый поэт видел свое лицо революции: у Блока это был карающий меч, а у Маяковского — всепобеждающая сила.