Анализ стихотворения Анненского “Петербург”
В русской культуре сложились два представления о Петербурге, два мифа. Согласно первому, Северная столица – город благословенный, а Петр I, его основатель, – истинный Демиург, сумевший покорить капризную природу. Вторая традиция восприятия – своеобразный антимиф. Петербург рисуется детищем Антихриста, навсегда проклятым местом, где властвуют темные силы.
Соединить оба представления впервые удалось Пушкину, причем в одном произведении – знаменитой поэме “Медный всадник”. После Александра Сергеевича мифы вновь расходятся.
Первый раз произведение было опубликовано уже после смерти автора – в 1910-ом, в журнале “Аполлон”. В нем поэт обращается к антимифу, изображая город на Неве с обратной, непарадной стороны.
Цветовая символика стихотворения (три раза упомянут желтый) Отсылает читателей к самому петербургскому
Важную роль в стихотворении играют мифологемы. Анненский говорит об основании Петербурга, Петре I, Неве, белых ночах, Медном всаднике. Интересно, что процесс создания города, которому посвящена вторая строфа, безличен.
Получается, будто даже великий император к нему имеет опосредованное отношение. Больше того – по Анненскому, у Северной столицы и прошлого-то толком нет. Романтического флера лишает поэт знаменитые белые ночи. Это время для него – не пора мечтаний и фантазий.
Для них придумана достаточно жесткая характеристика. Белые ночи в понимании Анненского – “отрава бесплодных хотений”. Зыбкость и бессмысленность царит в Петербурге.
Неопределенность – едва ли не главное ощущение.
Петр Великий предстает в стихотворении в двух ипостасях. Первая – злой чародей, сумевший дать жителям Северной столицы только камни, Неву буро-желтого цвета, пустыни немых площадей, где казнили людей. Вторая – Медный всадник. В этом образе император неожиданно приобретает человеческие черты.
Сила здесь сочетается со слабостью. Грозный и смелый царь не может раздавить змею, оставаясь в зависимости от потустороннего зла.
Есть место в стихотворении и прогнозам, касающимся дальнейшей судьбы Российской Империи. Как настоящий поэт, Анненский оказался провидцем. В четвертой строфе – ключевой для всего произведения – он говорит о том, что двуглавый орел в скором времени станет забавой для детей. Речь идет о падении старого строя через уничтожение одного из основных его символов.
В данном случае Иннокентий Федорович наглядно демонстрирует, что произойдет немногим позже – в 1917 году, когда к власти придут большевики, впоследствии постаравшиеся максимум сил приложить для уничтожения следов царизма. Описывая падение многовекового режима, Анненский использует оксюморон – гиганта на скале свергают дети, словно Гулливер оказывается игрушкой в руках лилипутов.
Иннокентий Федорович скоропостижно скончался в конце ноября 1909 года на ступенях петербургского Царскосельский вокзала. Он не успел вырваться из зловещей Северной столицы в столь дорогое его сердцу Царское село, которое поэт считал миром чудес и гармонии.