Осуждение войны в поэтике испанских авторов
Уже первый его поэтический отклик на события войны — стихотворение «Преступление совершилось в Гранаде» — получило широчайший резонанс в стране и за ее пределами. Потрясенный известием о гибели Лорки, Мачадо рисует единоборство поэта со смертью, представшей перед ним в обличье «извода палачей». В этом потрясающем по силе трагического звучания стихотворении Мачадо нет еще, однако, ясного осознания смысла той борьбы, в которой первой жертвой пал певец Гранады.
Гораздо глубже антигуманистический, антинародный характер фашизма
Выдающуюся роль в литературе периода национально-революционной войны сыграли поэты, вошедшие в литературу в 20-е годы. Так, Висенте Алейксандре (род. в 1900 г.), в раннем творчестве отдавший дань сюрреализму, в годы войны создает ряд стихотворений антифашистского содержания. Знаменательно, что именно в этот период в его творчестве наступает перелом — поэт обращается к гуманистическим и реалистическим традициям, которым сохраняет верность и после поражения Испанской республики.
Вместе с тем война
Проза этого периода явно тяготеет к документальным жанрам, прежде всего к очерку и репортажу. Не претендуя на глубокое художественное обобщение, многие писатели тех лет стремятся запечатлеть облик войны, набросать портреты ее реальных героев. Лишь к концу войны относятся первые попытки создать большие прозаические полотна, в которых события войны получили бы глубокое художественное обобщение.
В 1938 году на литературном конкурсе первой премии был удостоен роман С. М. Арконады «Река Тахо». Этим произведением Арконада продолжает цикл своих произведений об испанском крестьянстве, начатый в первой половине 30-х годов. Однако в отличие от первых романов, в которых судьбы деревни рассматривались в какой-то мере изолированно от других социальных проблем испанской действительности, роман «Река Тахо» показывает, что судьбы жителей захолустной горной деревушки неразрывно связаны с судьбами республики и Народного фронта.
В борьбе формируются характеры, раскрываются благородные черты и природные дарования героев романа. Роман задуман автором как эпопея войны: отсюда и некоторая символичность основных его образов, и те широкие лирико-эпические обобщения, которые призваны поставить частные судьбы персонажей книги в широкий контекст общенародной борьбы.
Поражение республики и победа франкизма отбросили Испанию на многие десятилетия назад. В стране воцарился режим жесточайшей фашистской диктатуры, террора и реакции. Католическая церковь вновь стала ведущей силой в области образования и культуры; печать, литература, театр, кино оказались под суровым контролем цензуры.
Все средства идеологического воздействия были поставлены на службу идеям расизма и ЫзрапЫао!, т. е. объединения всей испанской нации во имя возрождения мистического «национального духа».
В области культуры победа франкизма имела особенно губительные последствия. Погибли Лорка, Мачадо, Эрнандес, оказались, в эмиграции самые талантливые и достойные представители испанской литературы, ушли во «внутреннюю эмиграцию» и на долгие годы
Замолчали те литераторы, которые по тем или иным причинам остались в Испании (например, Висенте Алейксандре) или вернулись на родину после окончания войны (например, Пио Бароха). Произведения всех этих писателей, как и многих гуманистов прошлого, оказались под запретом. Естественная преемственность поколений, непрерывность культурных традиций были нарушены самым решительным образом.
Казалось, в стране на долгие годы воцарится молчание и только голосам франкистских бардов дано время от времени нарушать эту кладбищенскую тишину славословиями «каудильо» Франко.
К чести испанских литераторов надо сказать, что среди них нашлось немного охотников выступить на стороне победителей. Немногочисленные книги, в которых славились победы франкистского оружия или реакционно переосмыслялись различные эпизоды прошлого Испании, являли собой такое убожество и по мысли и в профессиональном отношении, что даже франкистские критики признали их «авторскими неудачами». Большинство же литераторов, не пожелавших пойти в услужение к фалангистам, предпочло уйти в сферу «чистого искусства».
Только за пределами Испании писатели-эмигранты продолжали разрабатывать большие и острые проблемы современной действительности.
Однако под воздействием все более растущего сопротивления народных масс франкизму начинает формироваться новое поколение писателей, провозгласивших своим девизом правдивое изображение всех сторон жизни их многострадальной родины. Едва ли не первыми вестниками нового расцвета литературы стали еще в 40-х годах романы Камило Хосе Селы «Семья Паскуаля Дуарте» (1942) и Улей (1943, издан в 1951), а также роман Кармен Лафорет «Ничто» (1944). Испытавшие на себе влияние экзистенциалистской философии, Села и Лафорет рисуют трагическое одиночество людей в страшном и жестоком мире, положив этими романами начало «целому течению в испанской литературе — «тремендизму» (от исп.
1гетепс1о-«ужасный, страшный»). В условиях франкистской Испании творчество К. X. Селы и К. Лафорет, изображавших страшный в своей обыденности быт, прозвучало как осуждение франкистской действительности и протест против официальной фашистской идеологии.
С начала 50-х годов оппозиция франкизму охватывает все более широкие слои интеллигенции внутри Испании. От нравственной критики действительности передовые писатели переходят к постановке острых социальных проблем, к изображению жизни народных масс.