ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1)
Скромное по объему сравнительно с дру-
гими русскими классиками творчество Лер-
монтова внутренне едино и цельно. Лермон-
тов мог бы сказать о себе словами Мцыри:
«Я знал одной лишь думы власть, одну,
но пламенную страсть…». Белинский очень
точно определил смысл этой «думы»: «нрав-
ственные вопросы о судьбах и правах чело-
веческой личности» — вот суть всего лер-
монтовского творчества. И главным в этом
творчестве, как и у ПушкинА, была лирика.
Своего лирического героя Лермонтов повто-
рил
чорине.
Цельность лирическому герою Лермонто-
ва придает система основных мотивов его ли-
рики, проходящая через все стихотворения
великого русского романтика. И как положе-
но истинному романтику, исходным и опре-
деляющим оказывается мотив, резко отрица-
тельного отношения к общественному бытию.
Он конкретизируется в образе тирана и ве-
дущей антитезе в изображении дворянского
света: внешнем благообразии и жестокой
внутренней бесчеловечности («Смерть по-
эта», «Как часто пестрою толпою окружен»).
Отрицательно оценивает
ную сторону активной бесчеловечности дво-
рянского света — опустошенность, внутрен-
нюю мертвенность, безвольную, рабскую по-
корность человека палачам и невеждам. Этот
мотив ведущий и универсальный в «Думе»
(«Печально я гляжу на наше поколенье…»),
где все общепринятые ценности поэт призна-
ет ложными.
Тиранам и рабам противостоит у Лермон-
— това обладатель острого ума и живого чувства,
и чувство это — любовь к свободе. Стремление
к свободе порождает мятежность («Парус»),
желание активно бороться за нее («Я жить хо-
чу! хочу печали…»). Поэтому уделом такой
личности остается одиночество в «стране ра-
бов, стране господ» — второй важнейший лер-
монтовский мотив («Утес», «На севере ди-
ком»). Герой обречен быть вечным странником
(«Нет, я не Байрон», «Кинжал», «Листок»), из-
гнанником («Тучи»), узником («Желанье» —
1832, «Узник», «Соседка»).
Поэтому герой уходит в себя, в свой вну-
тренний мир. Уже Белинский показал, что
самоуглубление, рефлексия, было в 30-е го-
ды общественно значимо, подготавливало
будущую деятельность. В своих размышле-
ниях лирический герой Лермонтова прояв-
ляет стойкость, мужество и непримиримость
(«Пророк»),
Уходя в себя, лирический герой Лер-
монтова делает свою душу ареной внутрен-
него конфликта, отражающего его неприми-
ренность с обществом рабов — господ. До
Лермонтова русская литература внутреннего
конфликта личности не знала, у Онегина он
лишь намечен и разовьется после окончания
романа. Смысл этого конфликта раскрывают
строки из «Думы»: «И царствует в груди ка-
кой-то холод тайный, когда огонь кипит в
крови», — жажда активной жизни и созна-
ние ее невозможности. Обе стороны этого
внутреннего конфликта получили в стихо-
творениях Лермонтова дальнейшее раскры-
тие. «Холод тайный» приводит героя к песси-
мизму и опустошенности: «И жизнь, как по-
смотришь с холодным вниманьем вокруг,
такая пустая и глупая шутка»; «И к гробу мы
спешим без счастья и без славы, глядя на-
смешливо назад». «Огонь в крови» заставля-
ет искать иную жизнь, надеяться на нее —
третий и тоже характернейший лермонтов-
ский мотив.
Стремление отыскать иную жизнь может
привести к идее единения с богом («Ангел»,
«Ветка Палестины»), но чаще всего мы заста-
ем героя в поисках родной души («На севере
диком», «Утес», «В полдневный жар в доли-
не Дагестана…»). Однако он не верит в друж-
бу («…друзей клевета ядовитая…»), что же
касается любви — «Любить… но кого же? на
время — не стоит труда, а вечно любить не-
возможно». Поэтому любовь в стихотворени-
ях Лермонтова всегда неразделенная, непо-
стоянная, кончающаяся изменой. Безответ-
ственность и непостоянство женского чувства
у Лермонтова нельзя объяснить биографией
поэта: несчастная любовь в его стихах обще-
ственно обусловлена. Избавление от одино-
чества герой находит в соединении с приро-
дой. Здесь, подобно ПушкинУ (от «Брожу ли
я вдоль улиц шумных…» к «Вновь я посетил…»),
Лермонтов от констатации равнодушия при-
роды к человеку в стихотворении «Когда вол-
нуется желтеющая нива…» приходит к пре-
одолению этого чувства в своем позднем ше-
девре «Выхожу один я на дорогу…».
Освобождает героя от внутренней кон-
фликтности и одиночества путь к народу, к на-
родной жизни. «Бородино» — очень важная ве-
ха на этом пути, ярчайшее проявление единст-
ва героя и массы вне антитезы рабов-господ.
То же в стихотворении «Валерик» («Я к вам
пишу случайно, право…»). Народ помогает ге-
рою обрести родину.
Родина — одна из вечных тем лирики.
Сначала Лермонтов трактует родину байро-
нически в духе пушкинской элегии «Погасло
дневное светило…», чувство родины заменя-
ет радость изгнанника («Желание» («Зачем я
не птица, не ворон степной…»), «Спеша на се-
вер из далека…»). Здесь родина представле-
на в духе поздней лирики ПушкинА как ме-
сто рождения и будущего последнего успо-
коения.
Итоги исканий героя находим в стихотво-
рениях «Бородино» и «Родина», в них роди-
на — это народ в войне и мире. Характерно
в последнем стихотворении развитие лири-
ческой мысли от абстрактных представлений
к конкретно-бытовым образам.
Общение с народом как единственно
действенное лекарство от одиночества и оп-
ределило понимание Лермонтовым фигуры
поэта.
Поэт для Лермонтова — одно из конкрет-
ных проявлений активности личности вооб-
ще. Творчество — значимая деятельность,
но свет никогда не поймет поэта («Пророк»).
Конфликт лермонтовского героя с обществом
задает деятельности поэта сатирико-обличи-
тельный характер: «О как мне хочется сму-
тить веселость их и дерзко бросить им в гла-
за железный стих, облитый горечью и злос-
тью…». Противостояние свету придает фигуре
поэта функции пророка и выразителя народ-
ных дум («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).
Такое понимание задач поэта привело к де-
мократизации героя последних стихотворе-
ний Лермонтова. В «Валерике» это простой
боевой офицер среди фронтовых будней, в
«Завещании» («Наедине с тобою, брат…») —
простой солдат, умирающий от раны. Конеч-
но, и ему Лермонтов придал характерные
черты своего лирического героя, но в его мо-
нологе поэт заговорил языком народа. Это
стихотворение вполне определенно предва-
ряет монологи некрасовских крестьян.
Разберем с детства знакомый «Парус».
Это стихотворение стало хрестоматийным
потому, что оно очень понятно и доступно са-
мому неподготовленному читателю. Лермон-
тов много взял у ПушкинА, в том числе овла-
дел пушкинским талантом краткости и про-
стоты словесной формы при сохранении
глубины смысла. В этом отношении «Парус»
представляет собой миниатюрную энцикло-
педию основных мотивов лирики Лермонтова.
По жанру это лирическая новелла, то есть
повествовательное стихотворение с обобща-
ющим суждением. «Парус» символизирует
лермонтовского лирического героя. Конечно,
он в первую очередь одинок в житейском мо-
ре и «в стране далекой» и ищет избавления от
одиночества «в краю родном». Бурная стихия
привлекает и не пугает его, ибо избавиться
от одиночества он предполагает в активной
деятельности. Как видим, у него еще нет
«холода тайного», но на возможность обрете-
ния счастья он смотрит уже пессимистичес-
ки (междометие «увы»). И бежит он, конеч-
но, не от избытка счастья в «краю родном».
Очевидно, что кроме одиночества его погнало
в дорогу то же, что гонит на юг «тучки небес-
ные» в другом стихотворении.
Между тем вокруг прекрасный Божий
мир. Характерно, кстати, что лазурь встре-
чается и в «Тучах», но умиротворенность
герою «Паруса» чужда. Ключевым понятием,
новым словом этого стихотворения являет-
ся указание на мятежность героя. Гармония
и покой Божьего творения не для него. Мя-
тежность — характерная черта духовного
мира людей 30-х годов. Об этом говорил Бе-
линский («Жизнь есть действование, а дейст-
вование есть борьба») и Герцен («Человеку
хочется действовать, ибо одно действование
может вполне удовлетворить человека»).
О таком человеке лермонтовский «Парус»,
его нравственные качества как высшую жиз-
ненную ценность поэт утверждает средства-
ми лирики.