Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы.
Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной исторической несвоевременности, усугубляло свойственные Лермонтову вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с «толпой» и с Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость.
Не веря в ближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, он вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. В. Г. Белинский считал его талант могучим «по величине и блеску», видел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», а поэзию Л. назвал «бездонным океаном» мыслей и чувств.
Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах «Из Андрея Шенье»: «Задело общее, быть может, я паду…», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…» , «Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей…» Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги.
Поэт чувствует, что жизнь его протекает «без цели», что он «чужд всему». Отрицание «толпы людей», «света» носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер.
В свете, где царят «притворное внимание», «клевета», «зависть», «обман» и «зло», герой выглядит «странным», чувствует себя одиноким и обреченным на непонимание и ненависть.
Юношеское лирическое «я» у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, что через автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном.
- Основные мотивы лирики Лермонтова Издавна замечено, что Лермонтов — поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки увлекаются высокой романтикой, мятежностью страстей, безграничностью желаний. Лирика Лермонтова разнообразна и многогранна. Если посмотреть юношескую лирику, то основной ее мотив — переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны ... Читать далее...
- Пример сочинения: Идейно-художественное своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева Поэзия Ф. Тютчева — «поэзия мысли», «философская поэзия», «поэзия космического сознания». Важнейшая Пример сочинения для Тютчева — хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэзии Бунина Идейно-художественное своеобразие. Яркая творческая индивидуальность Бунина проявилась уже в ранний период. В отличие от многих своих современников он сохраняет верность традициям русской реалистической поэзии, по-своему развивая ее темы, мотивы и образы. Недаром его называют «последним из великих русских классиков»;. Одной из важнейших в его творчестве становится тема природы. Уже ранние стихи Бунина, в которых он ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Лермонтова М. Ю Поэма «Мцыри» — типично романтическое произведение (единство человека с природой — сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь — встреча с грузинкой; борьба — поединок с барсом; свобода — побег из монастыря, являющегося олицетворением несвободы). В произведении нашла яркое выражение тема родины. Композиция поэмы замкнутая. Мцыри волею рока возвращается в монастырь (романтическая идея неодолимого ... Читать далее...
- ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 3) Белинский назвал Лермонтова поэтом, в котором выразился исторический момент русского общества. И в самом деле, в своем творчестве Лермонтов, как никто другой, от- разил идеи и настроения молодежи 30-х го- дов XIX века. Ранняя лирика Лермонтова полна размы- шлений об изменчивости музы, о пламени вдохновения, о трагическом положении по- эта. Ей присущ особый голос, который ... Читать далее...
- Основные мотивы лирики М. Лермонтова «Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека», — писал Ираклий Андроников. Талант Лермонтова расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались. Поэтому мотивы ... Читать далее...
- Основные мотивы и образы лирики Лермонтова (на примере стихотворения «Дума») Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Человек у Лермонтова всегда испытывает душевные муки и страдания. Он задается вопросом, где истинный смысл жизни, да есть ли он вообще. Лирическому герою сложно понять стремления людей и цель ... Читать далее...
- Образ лирического героя Лермонтова, мотивы поэзии Лермонтова < p>Лирический герой Лермонтова — это поэт-романтик. Он — личность, которая открыто рассказывает о своих внутренних переживаниях, будь они очень личные, будь они даже негативные. < p>Период творчества Лермонтова пришелся на не самые легкие времена в Российской империи. Как раз самодержавием было подавлено восстание декабристов, и отсутствовала духовная и политическая свобода для личности. Лирический герой ... Читать далее...
- Какие основные мотивы лирики Лермонтова? М. Ю. Лермонтов — духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из «пламя и света», т. е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием ... Читать далее...
- Тема: Основные темы и мотивы лирики М. Лермонтова Гибель, «солнца русской поэзии» Александра Пушкина вызвала трагедию души у нового русского гения — Михаила Юрьевича Лермонтова. Его музыкальная поэзия волновала сердца, наделяла их чувствами любви, сочувствия. Лирический герой Лермонтова — герой, который страдает и мыслит. Он — герой-одиночка, очень близкий к пушкинскому Онегину и Чайльду Гарольду. Будто их герои сошли из поэтических страниц и ... Читать далее...
- Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия. Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие произведения «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М. Ю По жанру «Песня…» — историческая поэма в народном стиле. Доказано, что Лермонтов не опирался на какой-либо источник. Особенности композиции: зачин, рефрен и концовка (обращение гусляров к царю — связь с традициями устного народного творчества). Существуют две точки зрения на конфликт в «Песне…»: 1. Конфликт между Калашниковым, в образе которого отразились лучшие черты представителя народа, и ... Читать далее...
- Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Второй вариант) Уже в ранних стихах Лермонтова проявляется, а затем становится все более очевидным мотив бунтарства, «жажды» свободы, стремления к борьбе. Поэт создает образ лирического героя, неудовлетворенного жизнью, мечтающего о настоящей деятельности. «Жизнь скучна: когда боренья нет…» — провозглашает Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Идеалом поэта-борца для него становится Байрон, но Лермонтов осознает свою национальную ... Читать далее...
- Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (Первый вариант) Описание событий в романах и других произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова испытало на себе влияние как романтизма, так и реализма. В этом его своеобразие. В поэтическом наследии Лермонтова мы видим движение от романтизма к реализму, хотя и в зрелых и в поздних произведениях сохраняются романтические мотивы. Но во все годы в поэтических произведениях М. Лермонтов проявлял ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Цыганы» Пушкина А. С Пафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы «Бахчисарайский фонтан». Однако герой поэмы «Цыгане» — это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями (героями Байрона, например, к которым очень часто апеллирует сам Пушкин), то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского «Корсара», а ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства — неприкосновенность военной касты. Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от духовного ... Читать далее...
- Основные темы и мотивы лирики Лермонтова < p>Лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта — это залог осознания всего его творческого мира. Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие книги Бунина «Темные аллеи» Книга «Темные аллеи» принадлежит к шедеврам мировой литературы, писатель работал над ней с 1937 по 1949 годы. Судьба книги была сложная, впервые она была опубликована в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (11 из 20 произведений вошли в нее). Лишь в 1946 году выходит парижское издание книги (38 произведений). Для Бунина тема любви ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Полтава» Пушкина А. С Поэма «Полтава» предтавляет собой важный этап творческой эволюции Пушкина. Если вписывать произведение в контекст творчества поэта, то в первую очередь следует выделить два момента: 1. По своему идейно-философскому содержанию поэма во многом аналогична «южным» поэмам. В центре повествования находится герой-индивидуалист, который, желая «свободы лишь для себя», не считается с чувствами и правами других людей. Злодеяние ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести ПОЕДИНОК Идейно-художественное своеобразие повести Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства — неприкосновенность военной касты. Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» 1. «Мертвые души» как реалистическое произведение: А) В авторском отступлении о двух типах писателей Гоголь формулирует основные принципы художественного реализма. Гоголь причисляет к критическому направлению и свое творчество. Б) Принципы реализма в поэме: Историзм Гоголь писал о своей современности — приблизительно конец 20-х — начало 30-х гг., в период кризиса ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие лирики А. А. Фета Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию и, как Все дары природы, влияет даже на тех, котоРые ее не сознают…А. А. Фет Афанасий Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX столетия. Расцвет его творчества пришелся на 1860-е годы — период, когда бытовало мнение о том, что основной целью литературы ... Читать далее...
- ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1) Скромное по объему сравнительно с дру- гими русскими классиками творчество Лер- монтова внутренне едино и цельно. Лермон- тов мог бы сказать о себе словами Мцыри: «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть…». Белинский очень точно определил смысл этой «думы»: «нрав- ственные вопросы о судьбах и правах чело- веческой личности» — вот суть ... Читать далее...
- Основные темы и мотивы всей лирики Лермонтова В одном из последних стихов Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (1841) объединены основные темы и мотивы всей его лирики. Автор будто подводит итог своему поэтическому творчеству. В первой же строке речь идет об одиночестве лирического «я» поэта. Он выходит в открытый, широкий мир. Перед ним направленная вдаль бесконечная дорога, над ним — бескрайнее небо. ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства — неприкосновенность военной касты. Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, ... Читать далее...
- ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 2) С именем Лермонтова открывается новая страница в истории русской литературы. Не будет преувеличением сказать, что поэт был зеркалом эпохи 30-х годов девятнадцатого века — эпохи безвременья. После поражения декабристов на Сенатской площади в стране наступила жесточайшая реакция. Укрепляя свою власть, самодержавие жестоко расправ- лялось не только с людьми, непосредственно участвовавшими в восстании, но и с ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Шинель» Идейно-художественное своеобразие повести «Шинель» Основное значение повести Гоголя для русской литературы состоит в том, что Он показал в ней «маленького человека», вывел его как главного героя, постарался, чтобы читатель увидел в нем живого человека. Вся последующая русская демократическая литература так или иначе опиралась на гоголевскую традицию (знаменитые слова Достоевского о том, что » все мы ... Читать далее...
- Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета В лучшие свои минуты (он) выхо — Дит из пределов, указанных поэзии, И смело делает шаг в нашу область. ПИ. Чайковский об А. А. Фете О Фете спорят по сей день. Оценка его стихов удивительно противоречива. Одни восторженно называют его «соглядатаем природы». Другие снисходительно причисляют к поэтам, проповедующим «чистое искусство», потому что его поэзия не ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повестей ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев Идейно-художественное своеобразие повестей Повести «Ася» и «Первая любовь» принято объединять общим условным названием «повести о первой любви» (вместе с повестью «Вешние воды»). Основное значение этих повестей состоит в следующем: 1. Психологизм Тургенева переходит на новый этап, ценность тех или иных событий оценивается им с точки зрения их ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романтических рассказов М. Горького Нужны подвиги! Нужны такие слова, Которые бы звучали как колокол Набата, тревожили все и, сотрясая, Толкали вперед. М. Горький Горький начал свою литературную деятельность в 90-е годы, Россия в это время переживала третий этап освободительного рабочего движения, в котором главная роль принадлежала пролетарским массам. Это был период, когда в народе зрел протест против эксплуататорских порядков, ... Читать далее...
- Основные темы и мотивы поэзии Брюсова Валерий Яковлевич Брюсов в начале ХХ века стал вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком, помог многим молодым поэтам войти в литературу. В начале своего творчества Брюсов издавал сборники стихов «Русские символисты». В сборниках «Шедевры», «Это — я», «Третья стража», «Городу и миру» он восхищался поэзией французских символистов. Брюсов ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие «Маленьких трагедий» ДРАМАТУРГИЯ Идейно-художественное своеобразие «Маленьких трагедий» «Маленькие трагедии» создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры (что нашло фактическое отражение в сюжете «Пира во время чумы»). Все «маленькие трагедии», составляющие цикл, — переработки, как указывает сам Пушкин, уже известных произведений или сюжетов. Однако здесь есть определенная мистификация. В «Скупом рыцаре» указывается, что ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы Твардовского «Василий Теркин» Поэма «Василий Теркин» стала этапной для всей русской поэзии. Она продолжила пушкинскую традицию создания реалистического романа в стихах, повествующего о типичном представителе молодого поколения. У Твардовского ориентация на «Евгения Онегина» соединилась со стремлением представить художественное обобщение народного характера. Это шло вразрез господствующему в советской литературе изображению героя как активного строителя или защитника социалистического государства, носителя ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Идейно-художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» — первый русский психологический роман, то есть произведение, в котором логика повествования определяется не хронологией событий, но логикой развития характера главного героя. Если располагать повести в хронологической последовательности, то их следовало бы разместить следующим образом: 1. «Тамань» (Печорин едет на Кавказ согласно назначению). ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы ХОРОШО! Идейно-художественное своеобразие поэмы Построение и язык поэмы призваны утвердить новую форму, соответствующую ритму и содержанию новой жизни (1 глава). Поэт хочет воспеть событие эпического масштаба, но событие это в его понимании настолько огромно, что соответствовать ему может только новая форма — «телеграфный стиль». Поэта не интересует субъективное мнение отдельного человека, он «пьет из источника» по ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы Маяковского «Хорошо!» В своей автобиографии «Я сам» В. Маяковский отмечал: «Хорошо» считаю программной вещью». Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально «Октябрь», потом «25 октября 1917 г.». Заглавие «Хорошо!» было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен — поэтохроника. С ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» Метод — реализм. А) «Гроза» как произведение 60-х гг. XIX века (см. ниже). Б) Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы (смотри пункт «Город Калинов и его обитатели»). В) Самобытные черты реализма Островского: Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса «На дне» занимает особое место. Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, разорвавших связи с обществом и начисто отвергнутых им. На мой ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие повести Белые ночи ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Ф. М. Достоевский Идейно-художественное своеобразие Жанр произведения определен Достоевским, как «сентиментальный роман», хотя по форме это повесть. Принадлежит к циклу рассказов и повестей, создававшихся в Петербурге до осуждения Достоевского по делу петрашевцев. Повесть состоит из пяти глав, которые носят название «Ночь 1», «Ночь 2» и т. д. Всего 4 ночи. ... Читать далее...
- Основные мотивы поэзии Н. А. Некрасова Некрасов был самым демократическим поэтом второй трети XIX в. Его поэзия, совершенно народная и по духу и по форме, выражала мысли и чувства передовых революционных кругов общества. Какую бы тему ни брал поэт, под его пером она наполнялась высоким гражданским содержанием, призывом к борьбе за свободу и раскрепощение человека. Тема любви к Родине проходит через ... Читать далее...
Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. Лермонтова