Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. Лермонтова

Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы.

Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной исторической несвоевременности, усугубляло свойственные Лермонтову вселенский масштаб отрицания,

вражду со “светом”, с “толпой” и с Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость.

Не веря в ближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, он вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. В. Г. Белинский считал его талант могучим “по величине и блеску”, видел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности”, а поэзию Л. назвал “бездонным океаном” мыслей

и чувств.

Лирическое “я” раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах “Из Андрея Шенье”: “Задело общее, быть может, я паду…”, “Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…” , “Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей…” Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги.

Поэт чувствует, что жизнь его протекает “без цели”, что он “чужд всему”. Отрицание “толпы людей”, “света” носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер.

В свете, где царят “притворное внимание”, “клевета”, “зависть”, “обман” и “зло”, герой выглядит “странным”, чувствует себя одиноким и обреченным на непонимание и ненависть.

Юношеское лирическое “я” у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, что через автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. Лермонтова