Ода К временщику (Рылеева Г. В.)

Имя Рылеева стало широко известно читателям-современникам с момента появления в печати его

Оды-сатиры “К временщику” (1820). Напечатанная в популярном журнале “Невский зритель”, она произвела огромное впечатление на столичное общество. Все поняли, что сатира направлена против всесильного тогда Аракчеева.

Рылеев обрушился на него с такой силой негодования, а еще больше – презрения, что временщик был морально уничтожен. Автор начинает свое произведение такими словами:

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей!

Подчеркнутые эпитеты ярко передают ненависть поэта к палачу народа.

Рылеев грозит “надменному временщику” неизбежным часом расплаты за все злодеяния по отношению к народу: “Тиран, вострепещи! Родиться может он” (он – народный мститель), и тогда никакой пощады злодею не будет.

Поэт мечтает об этом мстителе и говорит:

О, как на лире я потщусь того прославить,

Отечество мое кто от тебя избавит!

Твои дела тебя изобличат народу;

Познает он, что ты стеснил его свободу,

Тогда вострепещи, о временщик надменный!

За зло и вероломство

Тебе свой приговор произнесет потомство!

Аракчеев не мог не узнать в изображенном временщике самого себя, и все ожидали жестокой расправы с поэтом. Однако, пишет один из современников, временщик “постыдился признаться явно, туча пронеслась мимо”.

Своей сатирой Рылеев показал, какое громадное воздействие на читателей может оказывать поэтическое слово, если оно глубоко искренне и в то же время созвучно настроениям масс.

Сатира “К временщику” по своим художественным особенностям близка к классицизму: в ней широко используются приемы ораторской речи (вопросы, восклицания), словарь насыщен славянизмами-архаизмами (“взирать”, “потщусь”, “вострепещи” и т. д.), наклонность к периодической речи и пр. В давно сложившейся поэтической манере классицистов автор сатиры черпал готовые художественные приемы, отвечавшие в данном случае высокой настроенности поэта, обличителя-гражданина. Однако в дальнейшем своем творчестве Рылеев ищет новые художественные формы для выражения своих гражданско-патриотических настроений и начинает все шире пользоваться приемами романтизма



Ода К временщику (Рылеева Г. В.)