«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»; М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК САТИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

«История одного города» — социально-политическая сатира на современное Салтыкову-Щедрину государственное устройство. Жанровая особенность романа (пародия на летопись). Художественные особенности романа: один и тот же угол зрения в изображении деятельности градоначальников: российское государственное устройство враждебно народу; сатирическое освещение всех сторон жизни, попавших в поле зрения писателя. Ход русской истории определяют две «неразумные силы истории»: деспотическая власть и покорный, терпеливый, в общей массе

невежественный народ.

Сатирические приемы, использованные писателем: приемы типизации сатирического образа-персонажа; гротеск (сочетание реального и фантастического) в изображении комических ситуаций, в которых действуют герои произведения; пародирование законодательных документов; стилизация слога летописцев-архивариусов; «эзопов» язык, «говорящие» имена. Пример гротеска: органчик вместо головы у Брудастого, говорящий вс-его две фразы: «Не потерплю! Разорю!»Реальная сторона этого явления — Брудастый четко выполняет функции, возложенные на него начальством, своя голова ему и не нужна.

Говорящие имена: город Угрюм-Бурчеев — аналогия с военными поселениями Аракчеева; города Глупое и Негодяев. Способы выражения авторской позиции в «Истории одного города».


«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»; М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК САТИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ