Художественные особенности сказок Щедрина



Художественные особенности. Прежде всего они связаны с традициями русского фольклора в области формы и стиля. Помимо традиционных масок животных, их иерархии и принципов раскры­тия (орел – царь, заяц – трус и т. д.), следует сказать о народно­сказочной лексике и речевых оборотах (жили-были, по щучьему ве­лению), принципе троекратия.

Но в отличие от народных сказок, Щедрин широко вводит в свои сказки остросовременную сатиру, с которой связан ряд других особен­ностей этих произведений. Так, в сказках появляются детали, связан­ные с современной

автору жизнью (пескарь “жалованья не получает и прислуги не держит”;). Отражается это и в лексике, включающей кан­целяризмы, жаргонизмы, архаизмы, иностранные слова, публицисти­ческую лексику (жизнью жуировать, отрекомендоваться, жизненный процесс завершает), что невозможно в фольклорной сказке.

И все же главное – это гротескная заостренность образов, ис­пользование аллегории, иносказания и эзопова языка.

Эзопов язык – это нарочито затемненный, полный намеков и не­домолвок литературный язык, который писатель вынужден исполь­зовать, чтобы выразить свою мысль иносказательно и избежать

за­прета цензуры. Эзопов язык приводит к тому, что не названный, но описанный предмет легко угадывается по ассоциации или через ал­люзии. Он еще до создания сказок широко использовался в творчест­ве Салтыкова-Щедрина, но именно в сказках раскрылись все его бо­гатейшие возможности.

Благодаря ему в сказках возникают неожи­данные переключения из реального плана в нереальный, что созда­ет некую фантастическую призрачность происходящего.

В сказках Салтыкова-Щедрина, таким образом, сконцентриро­ваны важнейшие особенности творческой манеры писателя: укруп­ненное, заостренное изображение действительности, обнажающее скрытые “механизмы”; жизни; единство обыденного и чудесного, со­циального и фантастического; ироническое повествование, окра­шенное сердечной болью и гневом.

Писатель избрал стиль, соответствующий природе его таланта и вместе с тем отвечающий главной задаче литературы: исследовать жизнь как можно полнее и точнее, познать ее движущие силы, ко­нечный смысл. По справедливому замечанию Тургенева, сатира Щедрина – это “увеличительное стекло”; художника-исследователя. Продолжателем традиций писателя в русской литературе XX века стал М. А. Булгаков.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественные особенности сказок Щедрина